Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 316 Е. О. Савина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого АГНОНИМЫ КАК ИСТОЧНИК КОММУНИКАТИВНЫХ НЕУДАЧ ПРИ ЧТЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Аннотация. В статье языковое явление агнонимии в художественном тексте описыва- ется с позиции теории коммуникации. Анализируются основные понятия процесса воспри- ятия художественного текста, а также рассматривается специфика возникновения коммуни- кативной неудачи в художественном тексте. Ключевые слова: художественный текст, речевой акт, пространство текста, адресант, адресат, агноним, коммуникативная неудача. Слова в художественном тексте композиционно организованы и образуют лексическое пространство. Причиной затруднений в понимании художествен- ного текста является наличие лексем, значение которых непонятно читателю и которые не воссоздают образы, задуманные автором, в сознании читателя. Такие слова в лингвистике получили название «агнонимы». Текст в современной лингвистике стал пониматься «и как двухмерная структура, образуемая в результате использования авторами специфической системы кодифицирования, и как разновидность речевого акта, т.е. акта комму- никации между автором (адресантом) и читателем (адресатом)» [2, c. 11]. С позиции теории коммуникации текст рассматривается как результат взаимодействия плана выражения и плана содержания, как система, предпола- гающая двух участников – автора и адресата (отправителя и получателя). Дан- ный подход влечет за собой особую интерпретацию семантики текста, какую, по словам А. И. Новикова, «составляет мыслительное образное образование, которое соответствует непосредственному результату понимания. Этот резуль- тат существует в виде той информации, которая возбуждается в интеллекте не- посредственно под воздействием совокупности языковых средств, составляю- щих данный текст, а также той информации, которая привлекается для его по- нимания» [3, c. 33]. Текстовое пространство принято понимать двояко: во-первых, как отобра- жение некоего фрагмента действительности, вписанного в общую пространст- венную картину мира, во-вторых, как материальный объект, обладающий про- странственными характеристиками. Пространство текста имеет внешнюю и внутреннюю стороны: внешняя сторона представляет собой линейную после- довательность зафиксированных автором вербальных знаков (языковая ткань художественного произведения); внутренняя сторона недоступна для непосред- ственного наблюдения (это совокупность смыслов). Большинство исследователей полагают, что все слова в подлинно художе- ственном тексте эстетически значимы, выполняют образную функцию, не мо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=