Университет XXI века: научное измерение
Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 313 с пола. Комната была опустошена, стены голы. Только два кресла со спинками в виде изогнутой решетки и диван приткнулись друг к другу да штора над стеклянной дверью в сад сиротливо висела на вздержках. Ножки одного кресла были обернуты мятой бумагой, но работа осталась недоделанной – бумага, шпагат валялись на полу и на диване. Пастухов слушал продолжавшую говорить женщину, но думы его были не связаны с ее словами. Он будто и не думал вовсе, а удивительным телесным путем вбирал в сознание нараставшую работу своих чувств. Запах разворо- шенного гнезда, зябкая сырость воздуха, отзвук нежилых белых стен переселя- ли его в жизнь, которая некогда отсюда ушла, но в то же время сохранялась и сейчас вновь уходила, чтобы – может быть – снова возвратиться. Эта жизнь непонятно сплеталась в сознании Пастухова с его собственным про- шлым, тоже ушедшим, но сохранившимся в нем и не желавшим прекращаться. Тело его жило в этот момент многими жизнями – чужой и своей, прошлой и настоящей, и все эти жизни страстно хотели жить дальше и дальше. По- нять свое состояние он не мог, и у него не было желания это сделать,– он только всего себя так ощущал». В военной Ясной Поляне с избалованным славой и комфортом, капризным и спесивым Пастуховым происходит душевное перерождение. Точнее, – возро- ждение. В нем воскресают лучшие качества, которые были свойственны ему в молодости. Сын Алексей, с которым Пастухов находился в размолвке, здесь, в Ясной Поляне 1941 года, вновь становится ему близким. Бытовые и отдельные диалектные слова приобретают в романе «Костер» специфическое звучание, лишаясь обиходно-повседневных сем и приобретая обобщающее-символический характер, т.е. можно говорить об определенном семантико-стилистическом сдвиге, который получает импульс в языке романа под воздействием авторского замысла: отвлеченная лексика стремится к кон- кретизации, а предметно-бытовая – к символизации и абстрагированию. Обе показанные выше сюжетно-стилистические линии «Костра» созданы естественно, органично-правдиво, без натужной тенденциозности, а потому за- кономерно напитаны атмосферой добрых человеческих чувств и того единения, который испытывал народ с первых дней войны. Линии Анны Тихоновны Улиной и Цветухина выписаны автором менее естественно. Попытка изобразить возникающий в панораме страшного хаоса первых дней войны пафос сознательного, идеологически выверенного патрио- тизма автору потерпела неудачу. Федину удались в правдивой тональности только частные, «камерные» чувства героев. Например, счастье спасения и об- ретения дома: «И вон уже этот дом, наполовину обнятый лапами ясеней, наполовину окаченный светом полдня; дом с кривым козырьком обшарпанного, но чем-то уютного русского крыльца; дом, который стал во сто раз милее, чем казался Анне Тихоновне всего какой-нибудь десяток дней назад». Линии официально-идеологические не получились совершенно. Лишенные всякой композиционной конкретики, не заостряющие взгляд ни на чем, насы- щенные лозунговой отвлеченной лексикой, синтаксически сглаженные и пра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=