Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 312 ности в завтрашнем дне, как показатель того, что спокойное, уютное, патриар- хальное прошлое безвозвратно миновало, а такое желанное новое время, при- нося с собой технический прогресс и совершенствование быта, сопряжено с тревогами, опасностями и многими несправедливостями. Особое значение в замысле Федина играла Ясная Поляна. В романе Ясная Поляна выступает не как место изображения и развития сюжета, а как полно- правный художественный образ, как составляющая хронотопа произведения. Образ родовой усадьбы Л. Н. Толстого в романе несет огромную идеологиче- скую и символическую нагрузку, порой более важную, чем функции советских атрибутов и социалистических реалий, что для произведения 1960-х гг. совсем не обычно. Образ Ясной Поляны в «Костре» завершает развитие толстовской темы всей трилогии Федина. Это завершение, с одной стороны, сугубо хронологиче- ское, с другой – идейное, нравственно-этическое, важное для понимания мно- гих образов-персонажей, проходящих через все романы. Финальное положение данного образа бросает ретроспективный отсвет на предшествующие сюжетные ходы и развитие характеров, которое они уже получили (в частности, это каса- ется линии А. В. Пастухова), а также сопряжено с устремленностью в будущее (линия Нади Извековой). Стилистически эти линии идентичны воплощению образа старой Тулы. Приведем несколько текстовых фрагментов. Вот воспоми- нания Нади о недавнем прошлом: «Никогда Надя не забывала своего первого приезда с отцом в Ясную Поля- ну. В Чепыж их тогда привела Елена Ивановна. Стояла тихая погода. На могу- чих, в два-три обхвата деревьях листья свисали, как один, и сначала Надю больше всего поразила эта их полная неподвижность. Они были словно бы сри- сованы с самих себя. Но удивление перед неподвижностью деревьев исчезло у Нади так же, как явилось. На смену пришло волнение странных чувств, когда Елена Ивановна в своей размеренной манере сказала, что Надя находится среди тех самых дубов, которые ей, наверно, известны, если она уже начала читать Толстого. Именно под этими дубами пережидала в смятении ужасную грозу Анна Каренина. <…> В тот первый яснополянский день для Нади начался внутренний ход вос- торженного и немного причудливого одушевления всего, что ей встречалось в усадьбе. Фантазия гнала ее от одного предмета к другому, и она непрестанно гадала и по-своему разгадывала, какую мысль могли вызвать эти предметы у Толстого. Со временем, поселившись в Ясной, она стала, что ни шаг, повсюду видеть Толстого и, читая его книги, населять описания картинами садов, полей, пасек, деревень, которые могли стоять перед его глазами, когда он писал». А вот впечатления А. В. Пастухова, выдержанные в аналогичном стили- стическом ключе (только здесь не пейзаж, а предметные детали, но та же под- робная реальность сосредоточенного взгляда, конкретизированная ментальная лексика, осложненный синтаксис простого предложения): «Пастухов озирался. Большой стенной книжный шкаф, как и в передней, стоил тоже раскрытый, и так же беспорядочно лежали в нем книги стопка- ми, и связки книг, завернутые газетой, одна на другой, поднимались возле него

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=