Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 310 Д. А. Романов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН РОМАНА К. А. ФЕДИНА «КОСТЁР» Аннотация. Статья рассматривает отдельные лингвостилистические и композицион- ные особенности романа К. А. Федина «Костёр», которые составляют черты его художест- венной оригинальности. Ключевые слова: композиция, сюжет, авторский замысел, стилистика, лексика. В своей статье «У порога», опубликованной 1 января победного 1945 г. «Литературной газетой», Федин писал о перспективах развития послевоенной литературы: «…Хотелось бы увидеть в прозе большие книги, объясняющие своими пластическими образами русскую жизнь во всей ее широте… Хотелось бы читать книги о наших отцах и детях, романы, завязывающие в один узел по- коления революции и Отечественной войны» [1, c. 239]. Так родилась федин- ская романная трилогия: «Первые радости» (1945), «Необыкновенное лето» (1948), «Костёр» (последняя рабочая публикация – 1965). Роман «Костер», по свидетельствам литературоведов, начал создаваться еще в 1949 г., а полномасштабно с 1952 г., в августе которого Федин 5 дней пробыл в Туле, где и разворачивается основное действие романа. До конца жизни, т.е. до 1977 г., писатель работал над его завершением, но так и не окончил. В.Б. Шкловский писал: «Книга «Костер» будет иметь еще сложную судьбу. Она может не сразу понравиться. Так как написана с некоторым заходом вперед, со смелым продвижением к новой форме. В ней нет того элемента интриги, ко- торая облегчала восприятие действия старого романа… Книга написана без лож- ного желания облегчить понимание внесением в повествование старых сказок, потому что легкость понимания иногда обманывает… Сюжетных встреч и сов- падений мало, но перед нами – жизнь страны» [3, с. 65]. Федину хотелось завершить судьбы своих героев, знакомых читателю по всем частям трилогии, и не просто завершить их сюжетно, а показать «прорас- тание» одних в будущее и «растворение» других на фоне времени. Именно по- этому военный сюжет, в который каждый герой должен быть вписан самостоя- тельно, начинает подготавливаться для любого центрального персонажа от- дельно, руководствуясь своей психологической логикой и убедительностью. Федин словно зажигает свой «Костер» одновременно с нескольких сторон, тщательно прорисовывая расширяющиеся полосы судеб и всё оттягивая их со- единение. «Последний роман Константина Федина «Костер» чрезвычайно сло- жен по своей простоте. Многолинейной связи между событиями он не подчер- кивает. Но видишь изменение поведения героев, проявление в разных качествах и понимаешь, почему они по-разному оценивают друг друга.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=