Университет XXI века: научное измерение

Пленарное заседание 31 С 1890-х годов можно отметить существенные изменения в данном типе иллюстрирования алфавитов: нарастает их методическое оснащение. Теперь, как правило, это не азбука в картинках, а сложная система взаимосвязанных текстуальных и визуальных компонентов. Во-первых, буквы располагаются не в прямом алфавитном порядке, а в соответствии с той или другой логикой их изучения (гласные, затем согласные, по нарастанию трудности начертания и т.п.). Во-вторых, усложняется их «аранжировка»: в начале мы видим только букву и рисунок предмета ( А - арбуз, У – утка, О – оса и т.п.); затем появляются слоги ( ау-, уа) и сюжетные картинки (мать укачивает ребенка, дети в лесу и т.п.); как только вводятся согласные, на странице размещаются слова, слово- сочетания и короткие предложения, а к ним – множественные изображения, разрозненные или объединенные общей темой ( К – кош-ка, каш-ка, му-ка и т. д.) (см. рис. 9,10) [6, с.7, 12]. Рис. 9, 10. Греков, Ф. В. Русский наглядный букварь, 1908 Следующий тип иллюстрированных алфавитов – «живой», или «звуча- щий». В нашей выборке не оказалось ни одного пособия, в котором данный принцип был бы соблюден на протяжении всей азбучной части. Наибольшее количество букв «озвучено» рисунками в «Азбуке» И. Коробца – 19 букв (А, О, У, Р, Н, Ы, М, Л, Ш, Ж, З, В, Д, Х, Г, К, Т, П, Ц). Интересно, что автором «за- действованы» и люди (А – крик ребенка), и животные (У – вой волка), и не- одушевленные предметы (Ш – шорох кузнечных мехов), и даже силы природы (В – порыв ветра) ( см. рис. 11, 12, 13) [12].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=