Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 304 беседник превратился для Толстого «в воздух, в ничто…» [1, с. 230]. На какую бы тему после ни шел разговор – Толстой «упорно сводил всякую на необходи- мость нравственного усовершенствования и любви к людям» [1, с. 230]. И это показалось автору очерка уже скучным, неоригинальным… Увидит он Толстого и слабым, охваченным откровенной усталостью: «Ли- цо Льва Николаевича побледнело, рот полуоткрылся, видно было, что он устал. Мы поднялись и стали прощаться» [1, с. 230]. И уже по пути из Ясной Поляны – раздумья Вересаева о том, что портреты Толстого, пожалуй, льстят ему, на них он благостный, кроткий, тогда как в дейст- вительности автор очерка увидел насмешливого и вообще неоднозначного чело- века. «И это упорное сведение всякого разговора на необходимость нравственного усовершенствования и серая скука, торчащая из этих разговоров» [1, с. 231]. «Однако – странное дело! Проходило время, вновь и вновь перечитывал я произведения Толстого, вновь и вновь припоминался он мне таким, каким я его видел, – и совсем по-иному, не по-прежнему, начинал я воспринимать его твор- чество; какое-нибудь мелкое, как будто совсем незначащее личное впечатление вдруг ярким и неожиданным светом освещало целую сторону его творчества. Случилось то же, что, бывает, случается в очень тихую и сильно морозную погоду. Вечер, мутная, морозная мгла, в которой ничего не разберешь. Пройдет ночь, утром выйдешь – и в ясном, солнечном воздухе стоит голый сад, одетый алмазным инеем, в новой, особенной, цельной красоте. И эта красота есть тихо осевшая вчерашняя мгла» [1, с. 231]. – Какое великолепное сопоставление! Ка- ким ярким, самобытным художником и честным, объективным мемуаристом предстает перед нами В. В. Вересаев в этом очерке! И понимаешь, что эта, с одной стороны, «обычность» Толстого в смысле наличия в нем своих слабо- стей, подмеченных Вересаевым, а с другой – известная сложность и противоре- чивость толстовской натуры, где над всеми «слабостями» и «противоречиями», как солнце, царит духовное величие и художническая гениальность, еще более усилили интерес Вересаева к личности Толстого, позволили новым взглядом Поэтому, комментируя эпиграф к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина», Вересаев писал: «В романе мы видим отражение глубочайшей душевной сущ- ности Толстого, – его непоколебимую веру в то, что жизнь по существу своему светла и радостна, что она твердою рукою ведет человека к счастью и гармонии и что человек сам виноват, если не следует ее призывам» [1, с. 231–232]. Литература 1. Вересаев, В. В. Невыдуманные рассказы; Сост.: Н. А. Милонов, В. М. Нольде, Ю. У. Фохт-Бабушкин / В. В. Вересаев.– Тула: Приокск. кн. изд-во, 1979. 2. Милонов, Н. А. В. В. Вересаев и Тула / Н. А. Милонов.– Тула: Приокск. кн. изд-во, 1987. 3. Милонов, Н. А. Русские писатели и Тульский край: Очерки по литерату- номцу краеведению / Н. А. Милонов.– 3-е изд., доп. и перераб.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2002.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=