Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 300 И. Е. Герасименко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ВЫРАЖЕНИЕ ОЦЕНКИ КАК РЕЧЕВОЕ СРЕДСТВО РИТОРИКИ Аннотация. В статье речь идет о выражении субъективной оценки речевыми средст- вами риторики. Автор отмечает, что пафос оратора выражается в выборе особых средств, влияющих на аудиторию, пробуждающих речевую эмоцию. Для иллюстрации автор статьи использует стихотворение В. Маяковского «Прощанье». Ключевые слова: риторика, речевые средства, оценка. В риторике речевые средства анализируются с точки зрения их способно- сти обеспечивать воспринимаемость, понятность и оцениваемость конкретного высказывания [3]. Получатель речи должен ясно представить и оценить как за- мысел, так и его исполнение речевыми средствами. С позиции создателя речи словесное воплощение замысла – это выражение пафоса, то есть реализация допустимого для каждого вида речи намерения про- извести речью определенный эффект. Оратор творит некоторый воображаемый мир и для этого формирует на основании своего пафоса такой образ речевого воздействия, который должен погрузить аудиторию в речевую эмоцию. Речевая эмоция – та, которая охватывает аудиторию и создает «вторую» действитель- ность в момент реализации речи. Вторая действительность, сформированная под влиянием речевой эмоции, способна менять поведение получателя речи в первой действительности. Итак, пафос оратора выражается в образе речи, влияющем на аудиторию, и в выборе речевых средств, на основании которого аудитория судит об ораторе. В распоряжении оратора находятся ритм и фигуры речи и, конечно, слова. Сущность процесса выбора слов состоит в изобретении наименования, адекват- но характеризующего замысел сочинения. При этом создатель речи опирается на ресурсы языка и на языковую эрудицию получателя. В результате образуют- ся: солецизмы (авторские неологизмы), заимословия (слова-цитаты из извест- ного текста) и тропы (семантические новации). Данные речевые единицы возникают из желания образовать «загадку», которую получатель речи должен разрешить. Однако экспрессивный эффект, производимый ими, подготавливается еще и их способностью выражать опре- деленное отношение субъекта речи (оратора) к миру [4]. Воздействие на адре- сата достигается в этом случае тем, что субъект речи ориентирован не на объ- ективное отображение действительности и нормативно-ценностного отноше- ния к ней, а на субъективную квалификацию обозначаемого. Используемые оратором слова показывают «пристрастие» автора к предмету речи, например, его восхищение, иронию, раздраженность и т. п. Это достигается за счет упот- ребления более ярких, по сравнению с семантически простыми, слов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=