Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 295 «величайшей». Уже в семантике самого слова содержится основная мысль сти- хотворения – величие человека, который искалеченными руками играет среди мрака и холода, величие души, осознавшей музыку, величие человеческого ду- ха и человеческого долга. И, конечно, излюбленный прием А. Вознесенского – антитеза: «К замерзшим чанам и половням» - «Металась пламенем сполош- ным». Последний образ – метафорический, это руки играющего пианиста, со- гревающие музыкой все вокруг. Необходимость музыки, ее волшебство в исце- лении душ показывал еще А. Т. Твардовский в поэме «Василий Теркин»: И от той гармошки старой, Что осталась сиротой, Как-то вдруг теплее стало На дороге фронтовой. Стихотворение «Гойя» – это погружение в картину войны, своеобразная развернутая метонимия: Гойя – это не сам художник, это картина, как будто им созданная. Здесь А. Вознесенский прибегает к многоуровневой метафоре: ли- рический герой становится рупором, многослойным образом. Он не рисует кар- тину, не разглядывает ее, он внутри, он чувствует: «Я – горе. Я – голос. Я – го- лод. Я – Гойя». Длительная пауза между подлежащим и сказуемым, графически выраженная тире, придает стихотворению пафосно-траурное звучание. Так же, как и в «Балладе 1941 года», во всем стихотворении только один эпитет – «ме- мориальное». Этот эпитет не только придает торжественности, но и является многослойным – это и обозначение памятников, и символ того, что было спасе- но мирное небо над головой. Стихотворение основано на парцеляции, придаю- щей пафосное торжественное звучание, градации образов, позволяющих шаг за шагом пройти все этапы от первых дней войны до победы. И особенное, набат- ное звучание этому стихотворению придает аллитерация: твердые звуки «г», «з» напоминают гул колокола, чеканный шаг марширующих войск. Так же, как и в «Балладе 1941 года», внутри стихотворения есть антитеза: горе войны – ра- дость победы. Для военной тематики А. Вознесенский часто выбирает особенные жанры, которые ставит в заглавие. Так, например, баллада – лиро-эпическое произведе- ние исторического или героического содержания, что соответствует теме Вели- кой Отечественной войны. «Неизвестный – реквием в двух шагах с эпилогом» отсылает нас к жанру реквиема – заупокойной мессы. Сразу же в заглавии мы видим две части – два шага – и эпилог. Название также аллегорично. Фамилия скульптора – Неизвестный – без упоминания его имени делает широкую отсылку к памятникам Неизвестному солдату, реквием - к биографическим данным: в Ав- стрии в 1945 году Эрнст Неизвестный был сильно ранен, его посчитали мерт- вым, и уже«посмертно» он был награжден орденом Красной Звезды. Как и другие проанализированные нами стихотворения «Реквием» содер- жит два антагоничных образа – Жизнь и Смерть. Два первых четверостишия коротко обрисовывают ситуацию – страшный бой, взвод погиб, и Эрнст Неиз- вестный один поднимается в атаку. Для большей выпуклости образа лириче- ский герой оказывается один против многомиллионной армии. Диалог между Жизнью и Смертью – это тоже поле боя, битва на котором не должна быть про-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=