Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 294 и скульптура, призванные проникнуть своей эстетической убедительностью в сердца читателей. И они проникают. «Баллада 1941 года» имеет посвящение «Партизанам Керченской камено- ломни». Чудовищность войны передается в стихотворении через музыку. Перед нами главный герой – разбитый рояль, который в руках партизан перестает быть предметом искусства, а должен погибнуть в огне печи. Образ рояля оли- цетворен. Это огромное раненое существо, все еще живое и могучее: «Рояль вползал в каменоломню». Именно олицетворение придает уже ненужному, ка- залось бы, инструменту, величие. Даже полуразрушенный, он, хранитель музы- ки, которую пытается уничтожить война, он еще жив: Он был без ножек, черный ящик, Лежал на брюхе и гудел. Он тяжело дышал, как ящер, В пещерном логове людей. В нескольких словах А. Вознесенский рисует мир людей, оторванных от че- ловеческого комфорта, только так объясняется варварство: люди похожи на пер- вобытных охотников, поймавших что-то могучее и им неведомое. И, дополняя образ разбитого рояля, в стихотворении появляется покалеченный, с семью опухшими обмороженными пальцами бывший завклуба, который, опустившись на колени (деталь, объясненная прозаически – иначе дотянуться до клавиш было нельзя, но, в то же время, напоминающая склонение перед святыней), играет: И было величайшей ложью Все, что игралось до него! Вознесенский использует аллюзию на известного скрипача Паганини, ко- торый, по легенде, мог сыграть сложное произведение на одной струне. Но данное представление настолько потрясает лирического героя, отстраненно на- блюдающего за этой картиной, что музыка заполняет его. Поэт использует уни- кальный прием, характерный для военной лирики А. Вознесенского, – лириче- ский герой попадает внутрь происходящего, психологическая сопричастность становится физическим воплощением: Все отраженья люстр, колонны... Во мне ревет рояля сталь. И я лежу в каменоломне. И я огромен, как рояль. Картина ужасов войны, неурядиц отходит на задний план, набросочно ри- суется поэтом с помощью парцеляции: «Я отражаю штолен сажу. Фигуры. Го- лод. Блеск костра». Но что-то внутреннее уже происходит с героем, он понима- ет, что он выше бренного, потому что есть что-то надстрадальческое, идеали- стическое, и оно в музыке, и смерть – только апофеоз самоотдачи: И как коронного пассажа, Я жду удара топора! Что характерно для лирики А. Вознесенского военной тематики – это поч- ти полное отсутствие эпитетов. Единственный эпитет данного стихотворения –
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=