Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 293 И. Е. Быкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ ТЕМЫ ВОЙНЫ В ЛИРИКЕ А. А. ВОЗНЕСЕНСКОГО Аннотация. Статья посвящена анализу языковых особенностей стихотворений «Баллада 1941 года», «Гойя», «Неизвестный – реквием в двух шагах с эпилогом» А. А. Вознесенского. Ключевые слова: военная лирика, искусство, лирический герой, метафора, олицетворение. А. А. Вознесенский – поэт «шестидесятник», яркий представитель эстрад- ной поэзии наряду с Е. Евтушенко, Р. Рождественским, Б. Ахмадулиной, не ви- дел войны, но эта тема, тема боли, монументальной трагедии прочно вошла в творчество поэта. Интерпретация военной темы у А. Вознесенского совершенно особая. Он умеет подбирать «щемящее» сочетание образных средств так, что даже без опи- сания подробностей становится горько и страшно. Война в лирике А. Вознесен- ского связана с болью, и боль эта всемирная. Как отмечает В. Новиков в статье «Открытым текстом»: «В ситуации того кризиса, который переживает ныне ра- ционалистическое сознание, сфера человеческих чувств приобретает повышен- ное значение: отсюда и поэтическая полемика Вознесенского с декартовским афоризмом, выраженная в формуле: «Чувствую – стало быть существую»». [2] Именно дать прочувствовать боль войны основная цель лирики поэта. К поэзии А. Вознесенского трудно применим термин военная лирика. А. Вознесенский не показывает кровавых битв и расправ, в его стихах нет геро- ев и врагов, в его лирике нет активного действия. Это картина, которая застыла, как на фотографии, а психологическое действие разворачивается внутри этой картины. Мы остановимся на подробном анализе трех произведений о Великой Отечественной войне: «Гойя» (1957), «Баллада 1941 года» (1960), «Неизвест- ный – реквием в двух шагах с эпилогом» (1963).А. Вознесенскому всегда были ближе люди творческие – художники, поэты, писатели. И это не случайно. А Вознесенский видит миссию поэта в проповеди духовности, а где ее искать, как не в произведениях искусства? Искусство – именно та отдушина, которая спасает от серых и страшных будней, искусство – окно, за которым мы видим мир, и мир этот может быть как прекрасным, так и чудовищным. Стихотворения, которые мы будем рассматривать, говорят об искусстве: главным героем стихотворения «Баллада 1941 года» становится разбитый ро- яль, стихотворение «Гойя» отсылает нас к автору гравюр об испанской войне, а «Неизвестный – реквием в двух шагах с эпилогом» повествует об известном скульпторе – Эрнсте Неизвестном, лейтенанте воздушно-десантных войск 4-го Украинского фронта. Перед нами своеобразный триптих – музыка, живопись

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=