Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 290 Лучше сидеть себе тихонько и пересчитывать звезды, если Психея и Психика – однофамилицы, не сёстры [2, с.74] 1 В процитированном фрагменте этимологизации подвергаются однокорне- вые слова. Отметим, что приемы этимологизации также весьма характерны для современной поэзии, но в данном контексте нам важно подчеркнуть: в поэтиче- ском мире Веры Павловой стилеобразующим фактором становится языковая игра, основанная на использовании звуковых/графических тождест- вах/подобиях (языковых однофамильцах ) с целью выявления радиусов их смы- слового взаимодействия (степени родства – сестринства ). На значимость самого приема паронимической аттракции в поэтическом языке автора указывает не только частотность его использования, но и упот- ребление в отрывающем поэтический сборник «Ручная кладь» тексте. Смысло- вое пространство этого стихотворения структурировано парономазами муза и Мурзик , расположенными в сильных текстовых позициях – абсолютного на- чала и конца: – Муза-муза-муза!.. Снова она: ходит под окнами, стучит по решёткам подвалов зовёт монотонно: – Муза-муза-муза!.. Стихотворение спустя я понимаю: имя её пропавшего кота – Мурзик (с.3). Двухчастная структура текста сродни двуплановости «каламбура-маски», по классификации В. З. Санникова. Такие каламбуры основаны на игре слов: «слово “прикидывается” чем-то одним, а оказывается чем-то другим» [3, с. 500]. Имя Мурзик значимо в денотативном пространстве реальности, а в кон- тексте поэтического восприятия оно преобразуется в Музу . Здесь, скорее, не слово “прикидывается”, а благодаря звуковому сходству провоцирует возмож- ность услышать то другое , что является актуальным для сознания восприни- мающего. В тексте изображена конкретная ситуация: автор рисует звуковое восприятие и интерпретацию происходящего в открытом (по-видимому, сопри- касающимся с закрытым пространством лирического Я ) пространстве лириче- ским героем. Кажется, что реальное денотативное пространство деформировано неверной интерпретацией акустических образов, однако в мире текста присут- ствуют и Мурзик и Муза: за рамками текстового пространства остается “судьба пропавшего кота“, а вот Муза свою миссию выполнила – лирический герой по- нимает свою ошибку стихотворение спустя (заметим в скобках, что временное пространство текста ограниченно, но неопределённо, поскольку единицей из- мерения времени становится стихотворение ). То есть перед нами еще одно по- этическое высказывание на тему Когда б вы знали из какого сора… – о дейст- 1 Далее цитируем по изданию [2], указывая номера страниц в круглых скобках. В цитатах со- хранена авторская пунктуация и орфография.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=