Университет XXI века: научное измерение
Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 289 Г. Н. Большакова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого АНАГРАММИРОВАНИЕ И ПАРОНИМИЧЕСКАЯ АТТРАКЦИЯ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ (на материале сборника стихов «Ручная кладь» Веры Павловой) Аннотация. Статья посвящена анализу использования приемов анаграммирования и паронимической аттракции в поэзии Веры Павловой, в частности рассматриваются тек- сты, смысловое пространство которых структурировано звуковыми повторами и пере- кличками. Ключевые слова : анаграмма, анаграммирование, парономазия, паронимическая аттрак- ция, поэтический текст, поэтический язык. В теории поэтического языка анаграммирование и парономазия рассмат- риваются как приемы звуковой организации текста. Оба процесса – анаграмми- рования и паронимической аттракции – основаны на повторении комплекса со- гласных: гласные в сближении разнокорневых слов в поэтическом тексте, по мнению О. И. Северской, «выполняют роль своеобразных “аффиксов”» [4, с.214]. В поэтическом языке Веры Павловой вокализм участвующих в смысло- вом взаимодействии созвучных лексем оказывается не менее важен, нежели консонантизм (см. примеры ниже). Звуковые повторы – неотъемлемое свойство любого поэтического текста, поскольку во многом определяют конститутивные признаки поэтического языка в узком понимании этого термина. Как известно, именно установка на выражение обеспечивает единство формы и содержания художественного тек- ста: «здесь может быть семантизирован какой угодно элемент внешней языко- вой структуры» [5, с. 448]. Исследователи отмечают тенденцию активизации языковой и эстетической рефлексии в развитии поэтического языка XX века (см., например: [1, с. 15 – 30], [5, с. 332]), причем объектом рефлексии все чаще становится звуковая сто- рона языковой формы. Приемы анаграммирования и парономазии эксплициру- ют процесс восстановления разорванных в обыденном языке связей между зву- чанием и значением, формой и смыслом языковых выражений, а также связей и отношений, возникающих в индивидуальном поэтическом сознании. Иными словами, в поэтическом дискурсе фонетические тропы и фигуры сематизируются, что особенно наглядно проявляется в «фактах поэтической этимологии» [5, с. 332]. Восстановление утраченных родственных связей между словами и установление связей новых, окказиональных – характерная черта со- временного поэтического дискурса:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=