Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 270 Функция программиста здесь несводится к выдаче инструкций пользователю по выполнению определенных действий для перевода исходных данных в искомый результат, а состоит в формулировке правил, по которым исполнитель должен осуществить эти действия для получения нового знания. В результате новое зна- ние как содержание внутренней базы фактов логической программы может или доказать, или опровергнуть некоторую поставленную цель. В рамках обозначенных направлений в содержание дисциплины «Интел- лектуальные системы» в современных условиях обязательно включаются во- просы, связанные с математическими основами логического программирова- ния: логика и исчисление высказываний, метод резолюций, формальная теория, отношение и предикат, кванторы, логический вывод в исчислении предикатов. Рассмотрение данных вопросов позволяет не только глубже понять сущность логического программирования, но и расширить рамки представлений о про- граммировании вообще. Декларативное программирование, к категории кото- рого относится логическое, основано на рассуждениях, умозаключениях, опи- саниях, построенных по определенным законам. Этими законами являются не только здравый смысл и жизненный опыт, но и, прежде всего, аксиомы и тео- ремы математической логики. К научной составляющей курса следует отнести и фундаментальные тео- ретические вопросы, относящиеся к теории поиска вывода. Технологии по- строения экспертной системы, проблемная область искусственного интеллекта, интеллектуальные технологии, задачи компьютерной лингвистики составляют содержание данного раздела.Здесь особое внимание уделяется интеллектуаль- ным технологиям, к которым традиционно относят нечеткую логику, генетиче- ские алгоритмы и нейронные сети. Осознать принципы работы каждой техно- логии невозможно без научного фундамента соответствующей дисциплины, «породившей» данную технологию: математики – для нечеткой логики, биоло- гии – для генетических алгоритмов и нейронных сетей. В этой связи приходит- ся апеллировать к имеющимся (или не имеющимся) у студентов знаниям в со- ответствующих областях. И это есть не что иное, как межпредметные связи во всем их многообразии. Задачи компьютерной лингвистики базируются, в свою очередь, на науч- ном фундаменте языкознания. Рассмотрение вопросов, связанных с уровнями понимания интеллектуализированной системой текстов на естественном языке, с возникающими ситуациями синонимии, полисемии, омонимии при распозна- вании текстов относится непосредственно к лингвистике, как науке. Формализованное представление знаний внутри некоторой предметной области дает еще одно направление для внедрения науки в содержание учебной дисциплины. Понимание сущности знания и его моделей, форм и методов его приобретения и представления базируется на общих философских категориях. Изучение основ искусственного интеллекта способно изменить мировоззрение обучаемого, подобно тому, как это делает философия. Поэтому очень важно наличие философского фундамента для осознания и «перемалывания» новых и старых учений о «бунте машин», технологической сингулярности, победе ис- кусственного разума над естественным.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=