Университет XXI века: научное измерение

Пленарное заседание 27 В первой трети XVI века печатник из Майнца Питер Йордан предложил «метод первоначальных звуков» обучения чтению (Anlautmethode), соединив букву, слово и картинку: например, I–Igel–изображение ежа ( Leyenschul, 1533) [26, с. 52]. В 1658 году на первых страницах своего учебника Orbis sensualium pictus Я. А. Коменский поместил иллюстрированный вариант азбуки «голосов раз- личных живых существ» (voces variae animantium). Польский исследователь А.Фиалковский отмечает, что в этом аспекте Коменский принадлежал к очень давней педагогической традиции – от Варрона и Светония через средневековых схоластов к классикам ренессансного образования и авторам гуманистических школьных словарей [25, p. 177]. Инновация Коменского заключалась в том, что он ассоциировал звуки, издаваемые животными, с их изображениями c дидак- тической целью – дабы облегчить процесс освоения грамоты. Итак, образовательная практика и традиция книгоиздания выработали три основных варианта иллюстрирования, применявшихся в азбуках и букварях: «предметный алфавит» – рядом с буквой изображен предмет, (животное, человек, явление и т. п.), название которого начинается с данной буквы (напри- мер, А – арап, апельсин; Б – блины, будка и проч.); «живой алфавит» – изображены животные (люди), голоса (звуки) которых аналогичны звуку, обозначаемому буквой (например, С – шипящая змея, Р – рычащая собака и т. п.); «фигурный алфавит» – помещены рисунки предметов, людей, животных, имеющие сходство с начертанием буквы (например, Ф – человек стоит, подбо- ченившись и т. д.). На основе анализа более 200 пособий для начального обучения, изданных в России с 1801 по 1917гг. столичными и провинциальными, государственными, синодальными и частными типографиями, попробуем определить, какой или ка- кие из этих базовых вариантов использовались в российских азбуках и букварях. Как оказалось, в практике отечественного учебного книгоиздания наибо- лее употребляемым был «предметный тип» иллюстрирования алфавитов, при- чем это верно на протяжении всего рассматриваемого хронологического перио- да. В данном случае в семантическое поле входили: буква (иногда повторенная несколько раз с использованием разных шрифтов); слово (или несколько) на эту букву; изображение предмета /человека/ животного/ действия, соответст- вующего слову; церковно-славянское «имя» буквы (в некоторых изданиях). Ча- стным вариантом этого вида являлось размещение в пособии сюжетной иллю- страции со стихотворной или прозаической (реже) подписью. Каждой букве могла быть посвящена отдельная страница (см. рис. 1,2) [8; 19, с.12], но также встречаются пособия, где на странице помещались две, че- тыре, десять букв и сопутствующих им изображений (см. рис. 3,4,5) [1, 9, 13, 15]. Имеются издания, где все буквы и картинки размещены на одном листе формата in folio [11].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=