Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 26 Е. Ю. Ромашина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого «А КАКУЮ НОВУЮ БУКВУ НАМ СЕГОДНЯ ПОКАЖУТ?»: ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ АЛФАВИТЫ РОССИЙСКИХ АЗБУК И БУКВАРЕЙ XIX – НАЧАЛА XX В. 1 Аннотация. На основе анализа более 200 пособий для начального обучения грамоте, изданных в России с 1801 по 1917 гг. столичными, провинциальными, государственными и частными типографиями, выделены основные типы иллюстрированных алфавитов: «пред- метный», «фигурный», «живой, или звучащий». Определено, что наиболее часто в россий- ских азбуках и букварях XIX – начала XX в. использовался «предметный» вариант: рядом с буквой изображался предмет, (животное, человек, явление и т. п.), название которого начи- налось с данной буквы. «Фигурные» и «живые» алфавиты, свойственные западноевропей- ской (прежде всего французской) практике учебного книгоиздания, в российских пособиях встречаются редко. Ключевые слова: азбука, букварь, обучение грамоте, иллюстрация, алфавит. Буква – стандартизированный знак, символьный «код» языковой фонемы. Знак условный, представляющий собой абстракцию высокого уровня. Не забудем, что этот знак имеет визуальный формат, а в абстрактную фигуру он превратился путем длительной эволюции пиктографического и идеографического письма – так что связь буквы с рисунком внутренняя и сущностная. Однако функционально на протяжении веков эта связь претерпела множество изменений. Сегодня достаточно обычной является практика создания и функциониро- вания алфавитов в картинках, которые представляют собой либо заниматель- ные азбуки, облегчающие ребенку процесс узнавания и запоминания букв; либо арт-объекты того или иного рода. Вероятно, первые украшенные алфавиты появились в Европе в X веке в книгах образцов инициалов – заглавных букв рукописей, а пик их популяр- ности пришелся на XII–XIV вв. [24, p. 24–27]. Самые ранние алфавиты такого рода были орнаментальными, а в эпоху поздней готики были созданы так на- зываемые фигурные алфавиты (figure alphabet) – их буквы были составлены из рисунков предметов, людей и животных [21, с. 99]. Возможно, уже со второй половины XIV века они были не только подспорьем для иллюминаторов и ми- ниатюристов, но и выполняли дидактические функции: демонстрируя запоми- нающийся образ, помогали ребенку выучить буквы, а также служили для него неким педагогическим посланием морально-нравственного содержания [21, с. 117–118]. 1 Работа поддержана грантом Отделения социальных и гуманитарных наук РФФИ 16-06- 00113а.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=