Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 246 Ю. В. Бобылёв, А. И. Грибков, Р. В. Романов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТА ХОЛЛА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ СОЛЕНОИДА Аннотация. В работе рассматривается пример организации учебного лабораторного эксперимента, объединяющий компьютерную модель и натурные измерения, включающие в себя межтематические связи. Показывается возможность организации обучения студентов подготовке эксперимента в рамках самостоятельной работы. Ключевые слова: эксперимент, физика, наблюдение, демонстрация. Изучение естественных наук, в частности физики, предполагает организа- цию и проведение демонстрационного и лабораторного эксперимента. При этом основной задачей проведения исследований в учебном процессе является, как правило, не новое открытие, а изучение и проверка уже известных законо- мерностей. Это накладывает на построение исследования определённые рамки – любое учебное лабораторное исследование обязательно включает в себя как непосредственно проведение измерений, так и сравнение полученных данных с известными табличными величинами или теоретической зависимостью, либо измерение одной и той же величины различными способами. Рис. 1. Соленоид Применим подобный подход для изучения магнитного поля на оси соле- ноида. Установка состоит из соленоида, для изготовления которого использо- ван керамический каркас отслужившего своё реостата, на который намотана медная проволока. Всего уложен 551 виток, длина намотки составляет 27 см, диаметр 70 мм (Рис. 1). Питание соленоида осуществляется от выпрямителя ВС-24, который был предварительно доработан установкой сглаживающих пульсации конденсаторов. Измерение силы тока в цепи производится включён- ным в цепь амперметром классом точности 0,5. Встроенный в выпрямитель ам- перметр не используется из-за его низкого класса точности – всего 2,5. Извест-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=