Университет XXI века: научное измерение

Физика, математика и информатика 231 И. Н. Балаба, А. А. Бабич Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПОДГОТОВКА К МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОРЕВНОВАНИЯМ – ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ * Аннотация. В работе рассмотрено значение различных математических соревнований для выявления и развития одаренных детей. Ключевые слова: одаренные дети, математические соревнования, внеурочная работа со школьниками. Как отмечалось в Национальной доктрине образования в Российской Фе- дерации, «система образования призвана обеспечить разностороннее и свое- временное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формиро- вание навыков самообразования, самореализацию личности» [1]. Интеллекту- альный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Многие дети одарены от природы, но, тем не менее, необходима четкая организация обучающей деятельности, целенаправленная и систематическая работа. Решение этой задачи не всегда возможно только пу- тем передачи знаний в готовом виде от учителя к школьнику. Успешность ра- боты с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся. Необходимо перевести школьника от пассивного потребителя знаний в ак- тивного творца, отобрать методы и приемы, способствующие развитию самостоя- тельности мышления, инициативности и творчества, расширить возможности для участия способных и одарённых школьников в районных и областных олимпиа- дах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах. Формы работы с одаренными детьми разнообразны: в рамках урочных за- нятий – индивидуализация и дифференциация обучения (творческие и нестан- дартные задания); во внеурочное время – индивидуальные и групповые занятия по интересам, проектная деятельность, подготовка к различным математиче- ским соревнованиям и конкурсам. Математические соревнования нацелены на выявление нестандартного ло- гического мышления у детей разного возраста, они являются одними из самых эффективных инструментов повышения интереса к изучению математики, раз- вивают интеллектуальный уровень, активизируют учебно-исследовательскую деятельность. Виды и формы математических соревнований различны, но все они способствуют выявлению и развитию одаренных детей через широкое во- * Работа выполнена при финансовой поддержке гранта правительства Тульской области в сфере науки и техники 2016 г. по договору ДС/128 от 19.10.2016 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=