Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 226 Е. Г. Шаин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Аннотация. В статье анализируются особенности государственной семейной политики в Российской Федерации с 1993 г. до настоящего времени, их отражение в нормативных за- конодательных актах. По мнению автора, государственная семейная политика нуждается в постоянном развитии, сопряжённом с развитием других составных частей социальной по- литики России. Ключевые слова: социальная политика; семейная политика; особенности государст- венной семейной политики в современной России. С момента образования Российской Федерации государство начало вы- страивать социальную политику в целом и государственную семейную полити- ку как её составную часть. Уже в 1993 г. в Конституции России было закрепле- но обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; более того, в статье 38 указано, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [4, с. 8]. Основополагающим актом данного направления стал Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Документ определял, что «государственная семейная политика яв- ляется составной частью социальной политики Российской Федерации и пред- ставляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение каче- ства жизни семьи» [10]. На том этапе развития страны целью государственной семейной политики объявлялось «обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей её функций и повышения качества жизни семьи» [10]. При этом определя- лась ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, соотнесение россий- ской государственной семейной политики с положениями международного права. В указанном документе не содержались определения семьи, брака, но была дана количественная оценка семейного состояния по типам семей. Семья при- знавалась объектом государственной семейной политики, а её субъектами – ор- ганы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица. За прошедшие двадцать лет основные направления российской государст- венной семейной политики нашли закрепление и развитие в следующих доку-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=