Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы социальных наук 219 политические партии могут эффективно использовать информацию, получен- ную в ходе опросов" 6–24 февраля 2017 г. – далее - программа IVLP). Теледебаты как политическая технология представляет собой одну из форм качественного взаимодействия кандидата с избирателем. В ходе теледе- батов граждане могу получить комплексную информацию о кандидате: о его личности, политической позиции, манере общения. Теледебаты являются не- отъемлемой частью конкурентной электоральной борьбы. Так, по замечанию Е. Н. Давыборец, кандидаты должны использовать "предвыборные технологии, апеллирующие к разуму избирателей – теледебаты, обсуждения с кандидатом его позиций по основным вопросам жизни социума, разъяснение своей полити- ческой платформы, политической программы и др." [5, С. 52]. В нашей стране необходимость участия кандидатов в теледебатах призна- на на уровне федерального законодательства: "Избирательное объединение, за- регистрировавшее список кандидатов, зарегистрированный кандидат обязаны участвовать в совместных агитационных мероприятиях"[1, п. 4, ст. 51]. Причем поправки марта 2016 года обязали кандидатов участвовать в подобных меро- приятиях "только лично" [3, п. 9, ст. 65]. Что касается кандидатов в президенты, то здесь законодательство более лояльно. Требование обязательности личного участия в теледебатах (как одной из форм совместных агитационных мероприя- тий) сохраняется, однако только для федеральных каналов телерадиовещания [2, п. 7, ст. 52], на региональном уровне допускается замещение кандидата (при наличии уважительных причин) доверенным лицом [2, п. 9, ст. 52]. Как предвыборная технология, теледебаты являются удобной для всех уча- стников формой дистанционного взаимодействия. Избирателям – не надо нику- да ходить, не надо ничего читать, они могут спокойно, устроившись дома на диване, получить комплексное представление о кандидате. Кандидат, со своей стороны, имеет возможность сфокусировано представить себя аудитории. Та- кие условия реализуют принципы открытости и конкурентности политического процесса. Однако у этой формы политической агитации есть проблемы. Со сто- роны граждан отмечается низкий интерес к подобным трансляциям. По итогам прошедших в сентябре 2016 года выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ было проведено несколько социологических ис- следований, показавших низкий уровень влияния теледебатов на решение из- бирателей за кого голосовать: 59 % ответили, что теледебаты "не оказали ника- кого воздействия", и еще 10 % указали, что "очень малое" воздействие [6]. То есть, почти 70 % россиян остались равнодушными к теледебатам. Аналитики информационного агентства РИА Новости подтверждают: "Зрители тем време- нем выбирают что угодно, но не теледебаты – программы, посвященные пред- стоящим выборам, в большинстве своем просаживают рейтинги, даже если идут в прайм-тайм" [8]. То есть, телебаты зрителям не интересны. Помимо общеполитических проблем и уровня электоральной зрелости россиян, существуют технические аспекты, послужившие развитию неприятия теледебатов. Ключевой аспект – центральная фигура всей избирательной кам- пании, ее главный ресурс – кандидат. Нигде больше так не проявляются личные способности к политической деятельности, к взаимодействию с аудиторией

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=