Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 218 А. В. Минаева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ТЕЛЕДЕБАТЫ В СОВРЕМЕНОМ РОССИЙСКОМ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ Аннотация. В статье представлен взгляд на теледебаты как на политическую техноло- гию и предложены методы по увеличению их эффективности в рамках предвыборного так- тического дизайна баллотирующихся кандидатов на российском политическом поле. Ключевые слова: теледебаты, выборы, политические технологии, предвыборная тактика. Современная Россия стоит на пороге нового электорального цикла, связан- ного с выборами Президента РФ в 2018 г. В российском обществе назревает от- четливое понимание, что предстоящая избирательная кампания не будет скуч- ной по нескольким параметрам. Во-первых, активизация протестного движения среди населения заставляет политическую элиту искать новые подходы к за- воеванию электорального "большинства", способного дойти до избирательных участков в день выборов. Во-вторых, созревание нового типа избирателя, рож- денного в 2000-х гг., "первого постсоветского непоротого поколения" [9], "по- коления миллениал", мало восприимчивого к традиционной политической ри- торике. В-третьих, присутствие некоторой интриги относительно кандидатов в президенты, которые будут предложены российскому избирателю. Общий фон напряжения создает мировая тенденция усталости от политического истеб- лишмента, "кризис "мэйнстрима" как политики управления национальным го- сударством"[10, С. 8] . Сложившиеся условия заставляют современных российских политиков об- ратиться к разработке новых предвыборных стратегий, реализация которых, как минимум, предполагает внедрение актуальных политических технологий и со- вершенствования старых. Традиционная предвыборная жизнь в РФ сосредоточена вокруг средств массовой информации. Опросы ВЦИОМ, проводимые в 2014–2017 гг., показы- вают, что, несмотря на растущую популярность интернет-ресурсов в качестве источника информации – с 23 % в 2014 г. до 32 % в 2017 – главным источником новостей о событиях в стране остается телевидение – на это указывают 52 % россиян [4]. Аналитики Левада – центра обращают внимание на то, что доверие граждан к СМИ в последние несколько лет несколько снизилось, однако "около трети доверяют им, еще 40 % доверяют лишь отчасти" [7]. Необходимо отме- тить, что это явление – общемировая тенденция. Некоторые американские экс- перты также выражают озабоченность снижением доверия к СМИ, которое оценивают не более, чем в 40 % (данные получены в интервью в рамках экспе- диции по International Visitor Leadership Program на тему: "На фоне цифр: как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=