Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 214 Ю. И. Богатырева, В. В. Соломатова, Ю. В. Шарановская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОБУЧЕНИЕ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУСЛУГ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения социальной активности людей пожилого возраста через обучение пользованию электронными госуслугами. Показа- но, что обучение пожилых людей использованию электронных государственных услуг акти- визирует их социальную активность, способствуя расширению спектра их самостоятельно- сти при решении проблем личного и социального характера. Ключевые слова: обучение пожилых, получение электронных госуслуг, социальная ак- тивность пожилых, информационное общество. Согласно статистическим данным количество людей пожилого возраста во всем мире год от года увеличивается. Проблема старения общества приобретает глобальный характер, и сегодня реализация идеи «общества для людей всех возрастов» становится актуальной как никогда. В общественном сознании по- степенно формируется положительный образ старости, на государственном уровне осознается возможность и необходимость использования потенциала старшего поколения как «значимого ресурса социально-экономического разви- тия страны» [6, с. 5]. В последние десятилетия, когда проблема старения общества начала осоз- наваться как новый социальный феномен, появились работы в области геронто- логии, посвященные вопросам социальной активности пожилых людей (Ща- нина Е. В., Ольховая И. В., Марунова Т. Р., Потехина И. П., Чижов Д. В., Ва- раксина Н. В., Максимова С. Г., Ковалева Н. Г., Тощенко Ж. Т., Писарев А. В. и др.), а также исследования, связанные с включением представителей старшей возрастной группы в сферу использования современных информационных тех- нологий (Кононыгина Т. М., Фокин В. А., Жидецкий Е. Е., Трифонова И. В., Соломатова В. В., Богатырева Ю. И. и др.). Информационное пространство рас- сматривается современными исследователями как одно из средств развития со- циальной активности представителей позднего возраста. Социальная активность – это «деятельность личности или индивида, кото- рая направлена, прежде всего, на удовлетворение потребностей, а также на соз- дание благоприятных социальных условий, реализацию социальных инициатив, формирование активной жизненной позиции» [3, с. 83]. Социальную активность можно рассматривать как некий «показатель сте- пени социализации личности» [7, с. 58], свойственный соответствующим соци- альным группам. Активный человек выступает в качестве субъекта своей дея- тельности, таким образом его активность – это процесс самореализации. Наи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=