Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 212 ликонфессиональными, возможно, сказываются в сфере солидаристских осно- ваний таких государств. Обычно перераспределение, направленное на выравнивание некоторых со- циальных условий жизни граждан и поддержку нуждающихся, обосновывается в терминах национальной солидарности. Такая солидарность в определенной мере носит формальный характер, ее наличие доказывается на основании элек- торальной поддержки политических сил, находящихся во власти и реализую- щих перераспределительную социальную политику. Хотя в электоральном по- ведении граждан социальная политика не является единственным мотивом го- лосования, а победители на выборах определяются большинством, принято по- стулировать национальную солидарность как этическую и легитимационную основу социального государства, по существу независимо от соотношения или доли бюджетно-перераспеределительного и страхового аспектов в финансиро- вании этой политики. Однако неформальная солидарность, обнаруживаемая непосредственно в общественных настроениях, подвержена ситуативным переменам. В этом пла- не наличие, усиление или ослабление неформальной солидарности в отдельные моменты не очень показательны, а тенденции могут быть выявлены лишь на ос- нове длительного мониторинга, а также с помощью рефлексии внешнего опыта. Голландский исследователь В. ван Оршхот пишет, что еще в конце прошлого ве- ка некоторые американские ученые предупреждали европейцев о том, что рас- тущая миграция и усиление культурного разнообразия по американскому опыту могут угрожать политике социального обеспечения, лишая ее общественной поддержки. Речь идет о том, что, если среди получателей социальных пособий явно будут преобладать мигранты, это может стимулировать антивэлфэровские настроения и угрожать перспективам европейского социального государства. Сравнивая эмпирические данные о неформальной солидарности европейцев с получателями социальной помощи местного и мигрантского населения, В. ван Оршхот приходит к выводу, что явных различий, позволяющих делать одно- значные выводы, пока не наблюдается (данные на начало 2000 гг.). [4] Европейские государства демонстрируют способность адаптировать сис- тему социального обеспечения к условиям роста миграции, однако неформаль- ная солидарность может резко реагировать на шоковые воздействия отдельных событий или перемен в тенденциях глобального характера. Резкое увеличение числа мигрантов в Европу из конфликтных зон Ближнего Востока и Северной Африки, совпавшее с террористическими актами в ряде европейских городов, обострили проблему оптимального ответа социальных государств и их прави- тельств на эти вызовы. По существу уже к началу 2000 г. уже были определены два возможных варианта такого ответа: ограничение притока мигрантов опре- деленными квотами и/или неполный доступ мигрантов к социальным благам до получения статуса гражданина. В последний год регулирование и квотирование притока мигрантов стало реальной политикой.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=