Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 208 негативной характеристики. Так, например, элементы взаимных обязательств, сплочения и эмпатии могут быть характерны как для позитивных социальных движений, так и для преступных сообществ. Вопросы отношения к трудовой миграции, которые обострились в условиях глобализации, могут быть отнесены к этой же проблематике. Наконец, четвертое применение касается современно- го социального государства: солидарностью обосновывается перераспредели- тельные принципы финансирования социальной политики таких государств. Первое и второе применение понятия солидарности, описанные Байерцом, преобладают в социальной философии и теоретической социологии. Групповая же солидарность стала очень популярной темой исследований на стыке социоло- гии и социальной психологии. Значительные шаги в ее исследовании были пред- приняты с использованием теории рационального выбора [2], [3]. При всей огра- ниченности этого подхода, с его использованием М. Хечтер и М. Олсон внесли значительный вклад в выявлении рациональных оснований групповой солидар- ности и противоречивости ее функционирования в больших и малых группах, что имеет немаловажное значение в поисках рациональных и мотивационных оснований современного социального государства в условиях глобализации. Влияние глобализации на каждую из названных разновидностей солидар- ности отмечается во многих зарубежных и отечественных исследованиях. К. Гоулд, отталкиваясь от дюркгеймовской логики объяснения социальной интеграции в современном ему обществе общественным разделением труда и порождаемой им органической солидарностью, усматривает появление усло- вий для развития новой разновидности солидарности – транснациональной. По ее мнению, глобализация расширяет границы разделения труда за пределами данного общества. Поэтому взаимозависимости становятся транснациональны- ми, следовательно, они порождают новый вид солидарности, выходящей за пределы описанных Дюркгеймом механической и органической солидарности. Этот вид, хотя и основан, подобно органической солидарности, на дифферен- циации, имеет некоторые другие характеристики. Гоулд предлагает называть ее сетевой солидарностью, или плюралистическими солидарностями [4]. Транснациональная солидарность проявляет себя во взаимодействиях ин- дивидов, ассоциаций и социальных движений на международной арене в усло- виях интенсификации коммуникаций благодаря новым технологиям. Хотя та- кого рода солидарность часто проявляется в виде оказания материальной по- мощи и моральной поддержки пострадавшим от стихийных бедствий или воен- ных конфликтов, она, по мнению К. Гоулд, отличается от просто гуманитарной помощи. Транснациональная солидарность, во-первых, основана на принципе взаимности, и, во-вторых, она подразумевает поддержку жертвам в их борьбе за предоление причин, порождающих несправедливости. Принцип взаимности не так явно выражен в ситуациях солидарной помо- щи богатых стран бедным. Но К. Гоулд приводит и примеры, где принцип вза- имности присутствует в явном виде. Речь идет о транснациональной солидар- ности в созидании и реализации общих проектов среди профессиональных ас- социаций людей или групп, работающих для достижения конкретных целей, например, среди ученых, работающих в области изменения климата или нерас-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=