Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы социальных наук 207 Г. Ж. Бадзагуа Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СОЛИДАРНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Аннотация. Предметом анализа в данной статье стали последствия глобализации на развитие солидарности и появление ее новых разновидностей. Отталкиваясь от дюркгеймов- ского анализа органической солидарности как результата разделения труда, социальной дифференциации и взаимозависимости групп, современные исследователи в глобальном раз- делении труда находят основание для выделения транснациональной солидарности. В статье анализируется подобный подход в работе известного американского социального философа Кэрол Гоулд. Ключевые слова: Солидарность; органическая солидарность; групповая солидарность; транснациональная солидарность; глобализация. Среди понятий социальных наук, которые поставлены под сомнения слож- ным по своим социальным последствиям процессом глобализации, оказывается категория солидарности, которая и без того не отличалась качественной опре- деленностью. Солидарность чувствительна к социальным изменениям, а такие масштаб- ные изменения, которые несет собой глобализация, не может не сказываться в ее проявлениях. Однако множественность "ипостасей" солидарности создает ситуацию невольного переноса характеристик процессов, связанных с одной из них, на всю "популяцию" солидарностей. Это неопределенность понятия вынуждает исследователей, рассматри- вающих тот или иной аспект солидарности, предварять свою работу ее класси- фикацией, с тем, чтобы конкретизировать свой предмет и подход. Принимая во внимание первоначальное дюркгеймовское разделение идеальных типов меха- нической и органической солидарности, современные исследователи в поисках множественных сущностей солидарности основное внимание обращают на раз- личные подходы к использованию этого понятия в теории и исследовательской практике. Довольно популярными в последние годы стали ссылки на эссе немецкого ученого Курта Байерца "Четыре разновидности применения термина "Солидар- ность".[1] Байерц выстраивает эти разновидности в некоторой последователь- ности. Первым он описывает использование солидарности как понятия универ- салистской этики, требующей "всеобщего братства" между людьми. Во втором применении солидарность рассматривается как некий внутренный "цемент", объединяющий и скрепляющий общество. Именно этот аспект был в центре внимания основоположников социологии, в частности Э. Дюркгейма, и Байерц считает все еще актуальным его классификацию солидарности. В третьем при- менении речь идет о групповой солидарности. Здесь, по мнению Байерца, про- блематичной является равная применимость термина к группам позитивной или

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=