Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 204 На занятиях по педагогической психологии проводилась деловая игра «Консультации педагога семье школьника с особыми образовательными по- требностями». На предварительном этапе студенты разделились на группы «родители детей с ограниченными возможностями физического здоровья», «родители здоровых детей», «школьный психолог», «классный руководи- тель», учащиеся. Проигрывание педагогических ситуаций помогало студентам оценить разные варианты общения с детьми, которые нуждаются в индивиду- альной поддержке (гиперответственные, тревожные, одаренные, неуспевающие в учебе, дети-инофоны, агрессивные, школьники с особыми образовательными потребностями). Анализ профессиональных ситуаций, проведение групповых дискуссий, ролевых игр помогло будущим учителям оценить влияние на детей собственных негативных эмоциональных состояний, а также поведенческих ре- акций, провоцирующих детские девиации. Важной особенностью деловых игр («Выступление психолога перед родителями школьников инклюзивного клас- са», «Психолого-педагогический консилиум») является широкий спектр воз- можных решений, высокая степень личной включенности участников в игру. В процессе изучения конфликтологии особое внимание уделялось проигрыва- нию сложных ситуаций, которые возникали в классе между здоровыми детьми и школьниками с особыми образовательными потребностями (ООП). Материа- лом для проектирования таких ситуаций служили наблюдения и видеозаписи студентов, проводимые ими в период педагогической практики в школах Тулы и Минска. Обострение конфликтности в инклюзивной среде часто связано с тем, что учителя неверно интерпретируют поступки школьников, используют стереотипные модели общения. В процессе групповых дискуссий будущие ба- калавры образования обсудили профессиональные характеристики учителя, не- обходимые для снижения конфликтогенности гетерогенного пространства класса. Среди качеств, предложенных студентами, были: чувство юмора, доб- рожелательность, гибкость, креативность, педагогический оптимизм, эмпатия, эмоциональная стабильность, способность к саморегуляции, ответственность. В игровых ситуациях у студентов развиваются навыки «активного слуша- ния», выбора наиболее убедительных аргументов и контраргументов. Особое внимание уделялось отработке у будущих бакалавров образования приемов «активного слушания» и техники «Я-сообщений». Студенты на собственном опыте убедились, что игровая ситуация помогает осуществить позитивную оценку поведения ребенка, обеспечить ему ситуацию успеха, осуществить пси- хологическую поддержку школьника – инофона. Игровое моделирование конфликтов развивало у будущих педагогов го- товность предупреждать школьное насилие, девиантное поведение, появление в классе «жертвы» переводить деструктивные конфликты в конструктивные. Существенна роль игры в развитии способности будущих учителей к саморегу- ляции, волевому управлению своим психическим состоянием, в формировании сдержанности, эмоциональной стабильности. Первоначально полученные результаты дают основание утверждать, что использование диалоговых, тренинговых, игровых технологий позволяет фор- мировать у будущих учителей восприятие феномена «психологическая безо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=