Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 203 сочувствию. Создание безопасной школьной среды предполагает, с одной сто- роны, гуманизацию социокультурного пространства, улучшение психологиче- ского климата в классе (увеличение степени комфортности, защищенности, терпимости), с другой, – гуманизацию межличностных отношений всех субъек- тов образовательного процесса. В процессе изучения «Педагогики», «Общей психологии», «Социальной психологии», «Педагогической психологии», «Возрастной психологии», «Кон- фликтологии», «Специальной психологии» игровое моделирование использо- валось с различными целевыми установками. Была подобрана и адаптирована серия игр на основе включения в игровой сюжет ребенка, который отличается от своих одноклассников языком, внешним видом, религией, культурой, состоя- нием здоровья. Не меньшее значение для подготовки к профессиональной дея- тельности в гетерогенной среде имеют игры, ориентированные на принятие идеи сотрудничества, взаимопомощи, поддержки, совместной деятельности на общий результат, вместо конфронтации и конкуренции. На занятиях по психологии студенты рассмотрели и проанализировали ос- новные показателями психологически безопасной школьной среды: – отсутствие у школьников страха перед учителями; – готовность детей задавать педагогу вопросы, отстаивать свое мнение, от- крыто выражать собственную позицию; – критичность, креативность, самостоятельность учащихся; – позитивное самочувствие школьников в учебном процессе; – высокая степень удовлетворенности детей условиями школьной среды; – низкий уровень ситуативной тревожности; – включенность ребенка в систему межличностных отношений с одноклассниками; – отсутствие в классе изгоев, отверженных, аутсайдеров. Развитию ценностного отношения бакалавра образования к феномену пси- хологически безопасной образовательной среды способствовало включение в образовательный процесс сюжетно-ролевых и деловых игр. Игровые технологии наиболее адекватны специфике студенческого воз- раста, ориентации молодых людей на самостоятельность, самодеятельность, инициативность, креативность, критичность, независимость, автономность. Для приобретения будущими учителями опыта предупреждения школьно- го насилия использовалась система ролевых, деловых игр, элементов тренинга, психодрамы. Ролевые игры позволяли студентам, проигрывая роли «учителей», «психологов», «учеников» разного возраста и различного социального статуса, «родителей школьников», не только понять, но и прочувствовать суть конфлик- та на эмоциональном уровне. Ситуация деловой игры оказывается очень значимой для студентов, она вызывает непосредственные эмоциональные переживания, актуализирует адек- ватные проблеме смысловые установки личности. Основная цель деловых игр - помочь студентам, как будущим педагогам, выбрать наиболее обоснованные способы решения проблемы в ситуации неопределенности. В ходе игры каж- дый ее участник имел возможность выбрать проблему в соответствии со свои- ми интересами, запросами, потребностями, собственным опытом.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=