Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 202 дагог нередко транслирует своим учащимся наименее продуктивные модели взаимодействия, насаждает в их сознании негативные стигмы в отношении де- тей разных национальностей, конфессий, а также школьников с ограниченными возможностями физического и психического здоровья. Эти стигмы восприни- маются школьниками и переносятся в сферу общения со своими одноклассни- ками, превращаясь в оскорбительные клички, насмешки. Мотивами буллинга в школе (травля, бойкот одноклассниками) могут быть месть, зависть, стремле- ние к самоутверждению, власть. Вместе с тем, для значительной части учительства характерна профессио- нальная "аномия" (Э. Дюркгейм), состояние потери смысла, в частности, в про- фессии, дезориентация в ее ценностных приоритетах. Высказывание И. Ильина очень точно отражает сегодняшнее состояние российских и белорусских вузов «образование без культуры – есть дело ложное и опасное, ибо оно создает лю- дей самомнительных и заносчивых, напористых и беззастенчивых карьеристов» [2, с. 194]. Направленность на проектирование психологически безопасной среды свя- зана с признанием ценности каждого конкретного ребенка, независимо от его национальности, культуры, языка, состояния здоровья, с созданием условий "очеловечивания" школьной реальности. Снижение уровня психологического насилия – это ведущий вектор повышения психологической безопасности обра- зовательной среды. Присвоение студентами в процессе психолого-педагогической подготовки профессиональных ценностей как личностных смыслов – сложный, неодно- значный, гетерохронный и противоречивый процесс. Понятие «личностный смысл», введенное в психологию А. Н. Леонтьевым, понимается как реальное, а не декларируемое отношение будущего учителя к профессиональной деятель- ности, которое «создает пристрастность человеческого сознания" [3, с. 153]. Психологическая безопасность – специфическое эмоциональное состоя- ние человека, связанное с ощущением благополучия, комфорта, с отсутствием тревоги, страха, эмоционального напряжения. Психологическая безопасность способствует удовлетворению потребности в личностно-доверительном обще- нии, обеспечивает сохранение здоровья включенных в нее субъектов. Аксио- сфера студентов противоречива, их самооценка неустойчива, уровень притяза- ний варьирует в зависимости от различных обстоятельств. Ценностные приори- теты молодых людей подвижны, могут быть скорректированы путем направ- ленной адресной деятельности преподавателя университета. В сознании сту- дентов слабее представлены негативные стереотипы относительно детей с осо- быми образовательными потребностями. Для успешной профессиональной дея- тельности выпускника важно включить понятие психологическая безопасность образовательной среды в его личностную аксиосферу. Особую роль в успешном присвоении бакалаврами образования сущности психологически безопасной образовательной среды как профессиональной ценности играли диалоговые, мультимедийные и тренинговые технологии. Проектирование психологически безопасной среды требует от будущего педагога готовности к взаимопониманию, взаимопереживанию, солидарности,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=