Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 201 И. А. Югфельд Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого А. П. Сманцер Белорусский государственный университет (Минск, Республика Беларусь) РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ У БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ К ФЕНОМЕНУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЕТЕРОГЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ∗ Аннотация. Автор рассматривает психологическую безопасность образовательной среды класса как важнейшую профессиональную ценность будущего учителя. Выделены ос- новные индикаторы психологически опасной/безопасной школьной гетерогенной среды. Представлены технологии, позволяющие формировать ценностное восприятие психологиче- ской безопасности у студентов. Ключевые слова: ценности, гетерогенное пространство, риски, вызовы, индикаторы безопасности, студенты, психологическая безопасность, игровые технологии. Стремительные изменения в образовательной ситуации в современной Рос- сии и Республики Беларусь обостряют для учителя проблему осознанного аксио- логического выбора, поскольку «система ценностей - это смыслообразующая сфера человеческих отношений" [1, с. 151]. Большинство школ в настоящее время отли- чается гетерогенным образовательным пространством, которое обеспечивает со- вместное обучение детей разных культур, конфессий, языков, национальностей, различного состояния здоровья. Профессиональная деятельность выпускника педагогического университета будет осуществляться в гетерогенной ситуации и для него особенно важно осознать психологическую безопасность как социаль- ную и культурную ценность. Система ценностей образует внутренний стержень личности, ее "духовную квинтэссенцию". Ценностные ориентации учителя вы- ступают в качестве его профессиональной идеологии, влияющей на различные аспекты и уровни педагогического процесса. Создание безопасной образовательной среды в условиях гетерогенного со- става класса – не только чрезвычайно актуальная, но и весьма непростая задача, так как разные ценности, традиции, приоритеты, интересы провоцируют широ- кий спектр конфликтных ситуаций. Чтобы личностные ресурсы школьника бы- ли направлены на собственное развитие, а не на защиту от возможной угрозы, ребенок должен быть уверен в своей безопасности. К угрозам гетерогенной среды относятся национальные, этнические, кон- фессиональные конфликты, физическое и вербальное школьное насилие, бул- линг, давление учителя (принуждение, унижение, оскорбление школьника). Пе- ∗ Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 16-26-01007

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=