Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 198 лений. Известно множество факторов, определяющих творческий потенциал и скорость творческого развития личности. Например: – индивидуально-типологические особенности личности; – особенности интеллекта и других высших психических функций; – уровень сформированности ряда умственных операций. Все интеллектуальные способности являются в какой-то мере творчески- ми, но в первую очередь это способность к дивергентному мышлению. Что ка- сается типологических особенностей мышления, то при прочих равных боль- шим творческим потенциалом обладает правополушарный тип. Большинство авторов выделяет высокую продуктивность как критерий оценки креативности, в связи с этим есть смысл соотносить ее с сильным типом высшей нервной дея- тельности. Эксперты по обучению креативности предлагают искать необычные спо- собы применения обычных вещей. Разнообразие и обширность опыта создают условия для установления большего числа взаимосвязей между явлениями, со- бытиями, фактами, что повышает вероятность появления новых идей. Один из таких специалистов, доктор философских наук Р. Эпштейн, дал совет: «Чтобы повысить свой творческий потенциал, изучайте что-нибудь новое. Если вы бан- кир, научитесь танцевать чечетку. Если вы нянечка, займитесь курсом мифоло- гии. Прочитайте книгу на малознакомую вам тему. Смените газету. Новое со- единится со старым в доселе неведомых и, возможно, удивительных формах». Для начала, нужно выявить творческий потенциал ребёнка и его способно- сти. Для этого понаблюдаем за учеником и отметим его поведение на уроках, на переменах, во внеурочной деятельности с помощью следующего алгоритма: – какие виды деятельности и игр он предпочитает; – насколько он самостоятелен при поиске информации (обращается ли за помощью к учителям, другим ученикам, какая запрашивается помощь и на ка- ком этапе); – отношение ученика к процессу (эмоциональная окрашенность, увлечённость); – инициативность (в выборе вида деятельности, создании замысла, выбо- ре средств); – как проходит реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность); – какие источников информации и выразительных средств он использует (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу). Творческое мышление или креативность состоит из многих понятий. Од- ним из них является рефрейминг. Рефрейминг (reframing) – изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения. Его суть заключается в том, чтобы рассмотреть вещи в различных контекстах. Для понимания окру- жающих людей, надо научиться смотреть на мир их глазами. Тогда появится ещё одна точка зрения и это даст возможность увидеть новый смысл какого- либо события [1]. Дети – это такие создания, которые очень легко и быстро всему учатся, ес- ли их увлечь и стимулировать. Развивая креативность у ребенка, любой педагог или родитель сразу решает несколько задач:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=