Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 197 К. Ю. Цибулина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Аннотация. В статье рассматриваются подходы отечественных и зарубежных педаго- гов и психологов к развитию креативности учащихся. Автор соотносит понятия «креатив- ность» и «творчество», обосновывает способы развития креативного мышления детей. Обос- нованы рекомендации по созданию креативного пространства урока математики. Ключевые слова: креативность, творческий ум, творчество, мышление, подходы к раз- витию креативности. Наша ежедневная рутинная реальность ограничена множеством правил и законов, некоторые из них выполняются автоматически. Шаблонность реак- ций, скука от повторяемости и однообразия окружающего нас вступают в про- тиворечие с умением играть, которое дается человеку с рождения. Современное общество требует от образования новаторского подхода в обучении. Поэтому креативность – становится синонимом нестандартного мышления, то есть уме- ния постоянно выходить за пределы типового, традиционного. Творческий ум – это живой и пытливый ум, который обнаруживает решение проблем не стан- дартными, не очевидными способами. Человек с таким умом чувствует себя непринужденно в постоянно меняющихся ситуациях, он способен принимать свои автономные, не зависимые от традиций, от мнения окружающих, решения. Креативная личность подвергает сомнению то, что социум принимает за ак- сиому, по-новому использует привычные понятия и предметы, не давая подчи- нить себя навязанным образцам. По мнению Л. С. Выготского, «творчество – это деятельность, которая соз- дает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувст- ва, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». [5] В современном экономическом, политическом, социо-культурном про- странстве креативность востребована во многих сферах деятельности. Как высказывался Татаркевич, выдающийся польский философ, «...креа- тивность неизбежна, потому что каждый аспект нашей жизни зависит от неё – наше благосостояние, технические достижения и открытия, а также выполне- ние социальных и индивидуальных целей». [4] Если креативность действительно необходима личности и социуму, то во- прос, нужно ли ее формировать, развивать у детей и подростков становится ри- торическим. Напротив, учителя должны быть обеспокоены вопросом, каким образом креативность можно развить у учащихся. Ученые, исследующие творческое развитие личности, используют резуль- таты и достижения разных психологических и педагогических школ и направ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=