Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 195 прессию. Вопрос в причинах невозможности удовлетворения потребности че- ловека в профессии. Это может быть и временный фактор, связанный с опреде- лёнными конкретными условиями. Парадокс состоит ещё в том, что, как писал А. Маслоу, при удовлетворении потребности она теряет для человека актуаль- ность, его активность снижается. Так достигнув много и получив признание ок- ружающих, человек может охладеть к своей профессии, получив то, к чему стремился. Лишь постоянный поиск возможностей для самореализации в вы- бранной области позволяет человеку находиться в состоянии профессионально- го развития. Практической частью нашего исследования выступило диагностическое обследование особенностей мотивационно-потребностной сферы будущих учи- телей. Было проведено анкетирование и тестирование студентов 1 курса Туль- ского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого с це- лью определения ведущих профессиональных мотивов. Всего было задейство- вано 83 испытуемых. Методики, используемые в исследовании, достаточно известны: это мето- дика Ж. Ньютена на изучение мотивационной сферы личности, методика диаг- ностики мотивационной структуры личности по В. Э. Мильману, методика ди- агностики направленности личности Б. Басса, опросник Т. Элерса, Опросник со- циальной желательности Кроуна-Марлоу. Оценивая набор побуждений будущих педагогов по отношении к педаго- гической деятельности, были замечены следующие тенденции. Иерархия про- фессиональной мотивации выстроилась следующим образом от более важного к менее значимому: мотивация процессов (коэффициент k=4,31), мотивация благополучия (k=4,25), мотивация избегания (k=4,11), мотивация содержанием (k=4,04), широкая социальная мотивация (k=3,97), престижная мотивация (k=3,84). В результате можно сделать вывод, что для будущих педагогов боль- шое значение имеет содержание их предметной области, они хотят получать одобрение со стороны окружающих и избежать жизненных неприятностей. Следовательно, профессия учителя служит для них средством для достижения других, не связанных с ней непосредственно целей. В этом случае для будущих учителей побуждения к профессиональной деятельности не устойчивы и могут спровоцировать переключения специалиста на другую профессиональную об- ласть. В этом и состоит основная проблема, связанная с ролью мотивационно- потребностной сферы в структуре профессионального становления личности учителя. И вопрос о том, как формировать необходимою профессиональную мотивацию у будущих учителей остаётся открытым для обсуждения. Вопросу о формировании внутренней мотивации большое значение в сво- их исследованиях отдавал Дж. Брунер. В отечественной психологии этой про- блемой занимались В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова, Г. И. Щуки- на, Б. Г. Ананьев. Практически все они сходятся на мысли о том, что значи- тельную роль в формировании профессиональной мотивации на этапе обучения играют словесные подкрепления, положительные оценки преподавателей как в целом самой профессиональной деятельности, так и деятельности конкретно- го студента в частности. Отрицательное отношение к профессиональной дея-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=