Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 194 Система мотивов всегда имеет некую организацию или структуру, начина- ет от более значимых и заканчивая менее важными. Таким образом, любая тру- довая деятельность имеет ряд мотивационных факторов, которые можно разде- лить на внутренние и внешние. Если говорить о более сложных классификаци- ях, то всего можно насчитать у разных авторов от пяти и более подгрупп про- фессиональных мотивов. В первую группу мотивов можно отнести побуждения, обусловленные со- держанием профессиональной деятельности. Другими словами, человека может привлекать наполнение профессиональной области, её материал. Так часто по- ступая на педагогическую специальность абитуриенты ориентируются больше не на педагогическую деятельность, а на тот предмет, который им нравится в школе и в котором они преуспели. Вторая группа мотивов связана с отношением к профессии в обществе, то насколько она престижна будет обусловлено и желание ей заниматься. Человек существо общественное и одобрение социального окружения всегда положи- тельно сказывается на его деятельности. Что касается профессии учителя, то, несмотря на некоторое снижение уважения общества к ней, всё же она продол- жает быть общественно значимой сферой трудовой деятельности. Ещё одной группой мотивов могут быть побуждения, связанные с внешней атрибутикой профессии. Она может привлекать человека, особенно при нахож- дении его в среде, где эти факторы ценятся. В современном обществе процес- сия учитель не обладает ореолом «романтизма», поэтому данная группа моти- вов не имеет большого значения при выборе этого направления. Следующая группа мотивов складывается, когда человек окунулся в про- цессию и ощутил свою способность к ней. Если мы ощущаем свою пригод- ность, чувствуем в себе творческий потенциал к какой-то деятельности, то мы будем стремиться проявить себя, реализовать. Такое ощущение студенты педа- гогического вуза могут получить в процессе педагогической практике на 4 и 5 курсе. Таким образом, формирование этой группы мотивов имеет большое зна- чение в дальнейшем профессиональном развитии. Завершает эту классификацию, автором которой является Шавир П.А, до- вольно разнообразная группа мотивов, связанная с первичными, уже сложив- шимися потребностями человека. Сюда относят и материальную заинтересо- ванность, потребность в общении, в самоутверждении. Очевидно, что структура профессиональной направленности личности ос- новывается на мотивах, но также в ней задействованы ценности, личностные смыслы и способности человека Можно сказать, что профессия является своего рода зеркалом мотивационно-потребностной сферы личности, ведь именно в профессиональной деятельности человек удовлетворяет свои потребности. И здесь просматривается определённая закономерность: чем более разно- образны и богаче потребности у человека, тем больше он предъявляет требова- ний к профессии и тем больше пытается реализовать себя в ней. Далее, от того насколько потребности человека удовлетворяются в про- фессии, зависит профессиональный стиль и направления поведения специали- ста. Неудовлетворённость всегда влечёт за собой агрессию, разочарование, де-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=