Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 193 Ю. В. Харланова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Аннотация. Данная статья посвящена актуальному вопросу современной педагогиче- ской науки, связанному с формированием необходимой мотивации у будущих специалистов. Автор проанализировал особенности мотивационно-потребностной сферы личности и про- фессиональной направленности будущего учителя, провёл диагностическое исследование на выявление преобладающих мотивов у будущих специалистов. Ключевые слова: личность, профессиональное становление, мотивация, мотивационно- потребностная сфера, профессиональная направленность. Трудовая деятельность является в жизни человека главной активностью, определяющей его социализацию, социальный статус, материальную обеспе- ченность. Но кроме материальных нужд она удовлетворяет и высшие потребно- сти, связанные с самореализацией и самоактуализацией. Поэтому для того, что бы профессиональная жизнь человека складывалась успешно необходимо, во- первых, выбрать ту сферу деятельности, которая соответствует способностям и наклонностям человека, а, во-вторых, создать благоприятные условия для их проявления. В результате мотивационно-потребностная сфера личности являет- ся определяющей при выборе профессии и не утрачивает своей актуальности на протяжении всего профессионального развития. Процесс профессионального становления человека начинается ещё со школьного возраста, когда у ребёнка начинает складываться отношение к раз- ным видам профессиональной деятельности. Профессиональное становление является личностной динамической характеристикой, которая связана с процес- сом выбора профессии, профессиональным образованием и непосредственным выполнением профессиональной деятельности. Профессия учитель всегда ценилась в обществе, но на современном этапе развития она теряет свою престижность. Поэтому исследования, связанные с профессиональным становлением личности учителя становятся более акту- альными и обусловлены необходимостью в подготовке профессионально- компетентных с положительной мотивацией специалистов. Профессиональное становление человека опирается на его профессиональ- ную направленность. Это психологическое образование является одной из лич- ностных характеристик и включает набор преобладающих профессиональных мотивов. В результате профессиональная направленность непосредственно свя- зана с потребностно-мотивационной сферой и включает в себя систему устой- чивых, характеризующих человека побуждений.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=