Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 191 Необходимо учитывать следующие периоды профессиональной реабили- тации: 1. Предварительный период – определение трудового мониторинга на ос- новании итогов клинических, многофункциональных и психических исследо- ваний учащихся, собственно что дает возможность отметить конкретные харак- теристики функционально возможных (общедоступных) нагрузок на жизне- обеспечивающие системы организма, которые имеют все шансы появиться в процессе грядущей профессионально-трудовой работы. 2. Развивающий (коррекционный) период – разрешает проблемы по ориен- тации студентов на показанные им типы профессиональной деятельности с поддержкой комплекса психолого-педагогических и психотерапевтических средств, который проявляется в проведении: – циклов уроков и предметных экскурсий, расширяющих спектр информи- рованности о всевозможных типах профессиональной деятельности; – циклов учебно-трудовых уроков, позволяющих приобрести определен- ный рабочий профессиональный навык, создать адекватные установки на рабо- ту и самооценку; – циклов мотивированных профессиональных проб и профессиональных консультаций, дающих вероятность образовать адекватные представления о определенных видах профессиональной работы, развитие мотивов к конкрет- ным типам профессий, конкретизация и корректировка профессиональной на- мерений обучающихся, осведомленность о формах профессиональной обуче- ния, устройства на работу. Все это способствует формированию адекватных представлений у обу- чающихся с умственной отсталостью о конкретных видах профессиональной деятельности, мотивов к определенным видам профессий, информированности о формах дальнейшего профессионального обучения, трудоустройства. 3. Адаптационный период – способствует безболезненной адаптации к но- вейшим условиям профессиональной среды и интеграции выпускников в про- фессиональное пространство. Включение адаптационного периода (учебная практика на базовых пред- приятиях), способствующего приспособлению к новым условиям профессио- нальной среды и интеграции выпускников в трудовое пространство. Произво- дительный труд на предприятии оказывает всестороннее воздействие на разви- тие личности обучающихся с умственной отсталостью, способствуя становле- нию таких качеств как выдержанность, трудолюбие, ответственность. Само- стоятельная практическая работа вселяет в них уверенность в возможность ов- ладения профессией. Условием успешной профессиональной ориентации обучающихся является взаимосвязь общественных и социальных институтов (школы, семьи, профес- сиональных учебных заведений, центров занятости населения, центров соци- альной поддержки населения, общественных организаций и др.). Результатом профессиональной системы можно считать профессиональное самоопределение выпускника, сознательный выбор им профессии, подготовку учащихся, способных самостоятельно и на профессиональной основе выпол-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=