Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 190 В. М. Феденева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Аннотация. Статья посвящена процессу сопровождения трудового и профессиональ- ного самоопределения детей с умственной отсталостью. Показано, что профессиональное самоопределение детей играет большую роль в их жизни: помогает быстрее социализиро- ваться в обществе, формирует самосознание. Ключевые слова: Профессиональное самоопределение, профессиональная деятель- ность, профессиональная реабилитация, обучающиеся с умственной отсталостью. Несомненным показателем качества образования лиц с легкой степенью умственной отсталости выступает их успешная социальная адаптация после за- вершения обучения и улучшение социального благополучия, проявляющиеся в трудоустроенности. Для человека с ограниченными возможностями здоровья трудоустроен- ность жизненно важна, являясь одним из механизмов развития личности, сред- ством повышения социального статуса. Трудоустроенность дает материальную независимость, придает жизненную стойкость. Возможность успешного вклю- чения в трудовые отношения выступает основным механизмом социальной ин- теграции в целом, главной целью всего комплекса реабилитационных меро- приятий. Основное внимание в процессе сопровождения профессионального само- определения обучающихся с умственной отсталостью обязано уделяться: а) комплексной диагностической оценке (в большей степени исходя из ха- рактера клинико-функциональных и эмоциональных характеристик) возмож- ность детей освоить те или иные виды профессиональной деятельности; б) формированию более универсальных умений, способностей и навыков, которые нужны для трудовой самореализации; в) развитию таких интересов и установок, которые непосредственно на- правляют на показанные профессии. Профориентационная работа должна содержать в себе перечень конкрет- ных событий (специфических и неспецифических), проведение которых станет содействовать адекватному самоопределению ребенка с умственной отстало- стью в разных стадиях профессиональной реабилитации. Профессиональная реабилитация обучающихся с умственной отсталостью включает в себя: 1) Профессиональную ориентацию 2) Профессиональное обучение 3) Трудоустройство
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=