Университет XXI века: научное измерение

Пленарное заседание 19 мать, женихи прямо в очередь выстроились. На такую невесту желающих-то среди наших уже нет. У нас в семьях молодая невестка работает как каторжная с восхода до поздней ночи и никаких прав не имеет. А все понимают, что ее так жить уже не заставишь [1]. Ранние браки, выбор невесты родителями, отказ от образования, от граж- данских институтов регистрации брака, от внетаборного разрешения конфлик- тов – все это консервирует замкнутость общины, но одновременно обеспечива- ет сохранение этнической целостности. В настоящее время цыгане оказались на распутье, какого, наверное, за всю свою тысячелетнюю историю еще не знали. Выбор очень тяжел: геттоизация или ассимиляция. Единственный путь сохранить материальный достаток – из- менить коренным образом отношение к образованию детей. Цыгане и сами на- чинают понимать, что означает в сегодняшнем мире образование в 3–4 класса: вытеснение на социальное дно, криминализация, конфликты с окружающим на- селением. Но возможно ли сохранить цыганские устои, если дети будут полу- чать образование, позволяющее им вписаться в современное общество с его широким спектром профессий? Придется ли заплатить за материальное благо- получие утратой романипэ? Однозначного и простого ответа на этот вопрос нет. Однако встречи и бе- седы с молодыми цыганскими женщинами свидетельствуют о том, что тенден- ция эта уже наметилась. Основным ее проявлением является отказ от много- детности и попытки контроля рождаемости, современные молодые цыганки ориентируются на 2–3-х детей в семье. И это те, чьи матери и бабушки считали нормой 8–12 детей. Причем, следует отметить, что мужей в курс дела о своих усилиях в области контрацепции цыганки предпочитают не вводить. Если сравнить это явление со странами Восточной Европы, то бросаются в глаза различия. В Венгрии, например, где пособия на детей достаточно высо- ки, наметились две противоположных линии в социальном развитии цыган. Те цыгане, которые решают вопрос прокормления семьи за счет детских пособий, рожают по максимуму, но их поселки превращаются в настоящие гетто: мало- грамотное население, высокий уровень безработицы и криминала, низкий уро- вень гигиены и санитарии, негативное отношение со стороны окружающего на- селения. Выходцы из малодетных семей получают образование, овладевают ка- кой-то профессией, находят работу, обзаводятся жильем (не в цыганском квар- тале) и… начинают писать в анкетах и документах – «венгр». Очень хочется надеяться, что цыгане сумеют достойно принять тот вызов, который ставит перед ними история, и в то же время не раствориться, не исчез- нуть. В той многонациональной канве, в которую вплетают свои нити все наро- ды России, может быть, удастся сохранить и эти яркие праздничные вкрапления? Литература 1. Полевые материалы автора, устные интервью среди цыганок г. Волго- града в 2012 г. Автору удалось провести интервью с 14 цыганками, принадле- жавшими к следующим этногруппам: влахи, сэрвы, русска рома, кэлдэрари. Есть основания полагать, что в этих беседах женщины были достаточно ис-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=