Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 188 отстраненность, безразличие, «нежелание понять», «неспособность помочь», «неуважение учеников», «скупость на похвалу», «незаботящийся об учениках». Вторым по субъективной значимости (90 %) стал конструкт «профессионал – дилетант», объединяющие позитивные и негативные характеристики в деятель- ности педагога. К позитивным качествам относятся: трудолюбие, организован- ность, ответственность, работоспособность, серьезность, аккуратность, само- контроль, увлеченность работой, любовь к работе, креативность, знание своего предмета, профессионализм, компетентность, опытность, грамотность, требова- тельность, умение убеждать, умение объяснять, энтузиазм, заинтересованность, самоотдача, дисциплинированность, предприимчивость, новаторство, «способ- ность завоевать интерес», «умение доносить информацию до детей», «умение доходчиво и интересно объяснять материал», «умение держать дисциплину в классе», «желание научить», «желание нести благо», «желание учиться чему- то новому», «желание искать что-то новое и неизвестное», «постоянное само- совершенствование», «умение быть старшим товарищем», «умение быть лиде- ром и подавать пример». К недопустимым качествам педагога студенты отнесли безответствен- ность, неорганизованность, непунктуальность, некомпетентность, непрофес- сионализм, «безразличие к предмету и ученикам», «незнание своего предмета», нечестность, заносчивость, высокомерность, надменность, «навязывание своих идей», «неумение заинтересовать детей», «посредственность, серость, скука», «нежелание развиваться и двигаться вперед», «неумение поставить себя как учителя», «погасший внутри», «унижающий детей», «зацикленный на своем предмете», «антипатия к детям и профессии», «употребление слов-паразитов», «употребление ненормативной лексики», «большое количество вредных при- вычек», алкоголизм. Третьим по субъективной значимости (54 %) стал конструкт «образован- ность – невежество», объединяющий не только интеллектуальные качества пе- дагога, но и способность быть современным. К шкале с положительными зна- чениями относятся: ум, «гибкий ум», «пытливость ума», мудрость, интеллект, «образное мышление», «стратегическое мышление», дальновидность, эрудиро- ванность, «широкий кругозор», начитанность, рассудительность, находчивость, сообразительность, любознательность, любопытство, образованность, «умение найти выход из сложной/любой ситуации», современность, «открытость новым знаниям», «умение быть с детьми на одной волне», «умение обращаться с тех- никой». К шкале с отрицательными значениями данного конструкта можно причислить: глупый, необразованный, «отсутствие критического мышления», «низкий интеллектуальный уровень», консерватизм, «зашоренность», старо- модность, несовременность, невежественность, безграмотность, «нехватка зна- ний», «отсутствие причинно-следственных связей». Четвертый конструкт «гипертимность – дистимность» отмечен в 29 % от- ветах студентов. К положительным значениям конструкта относятся: чувство юмора, оптимизм, жизнелюбие, активность, «веселость (в меру)», энергич- ность, хорошее настроение, «умение радоваться», «устойчивость к депрессии». К отрицательным значениям относятся: пессимизм, отсутствие чувства юмора,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=