Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 187 К сожалению, только 30,5 % респондентов упомянули профессиональные характеристики в своих ответах и всего 5,5 % поместили их в начало списка, т.е. показали важность этих качеств для их профессиональной идентичности. Интересно отметить, что 23,3 % респондентов имеют эмоционально- положительное отношение к перечисленным характеристикам профессиональ- ной идентификации, 5,5 % нейтральное и 4,2 эмоционально-отрицательное. Для изучения субъективного семантического пространства профессио- нально-значимых личностных качеств педагога студентам 1 курса педагогиче- ского направления подготовки было предложено перечислить наиболее важ- ные, значимые, необходимые качества для профессии педагога. По мнению Дж. Келли, все личностные конструкты, существуют в терми- нах схожести и контраста, они биполярны и дихотомичны по природе [1], по- этому сразу после перечисления необходимых качеств личности учителя сту- дентам было предложено перечислить качества личности, несовместимые с пе- дагогической профессией. После предварительной обработки полученных данных были выявлены существенные различия в количестве понятий и категорий индивидуального сознания, относящиеся к биполярным качествам. Минимальные значения по- ложительных качеств – 3, отрицательных – 0, максимальные значения – 20 и 15 соответственно. В большинстве своем минимальные значения связаны с тем, что в исследовании принимали участие студенты-инофоны, для которых рус- ский язык не является родным. При дальнейшей обработке результатов были выявлены общие для студен- тов 1-го курса категории-обобщения. Эти категории были объединены в 6 кон- структов: «моральность – аморальность», «профессионал – дилетант», «образо- ванность – невежество», «гипертимность – дистимность», «общительность – необщительность» и «привлекательность – непривлекательность». Ведущим по субъективной значимости (95 %) выступил конструкт «мо- ральность – аморальность». Содержанием этого конструкта выступили как по- ложительные, так и отрицательные качества учителя, относящиеся к его мо- ральному облику. К моральным качествам педагога студенты отнесли справед- ливость, честность, неподкупность, порядочность, доброту, любовь к детям, то- лерантность, вежливость, совестливость, тактичность, дружелюбие, гуман- ность, доброжелательность, непредвзятость, альтруизм и т. п. К аморальным – злость, жестокость, грубость, злопамятность, лицемерие, предвзятое отноше- ние, раздражительность, обидчивость, беспринципность, аморальное поведе- ние, эгоизм, бестактность и т.п. В конструкте «моральность – аморальность» можно выделить подкатего- рию «эмпатия – равнодушие», куда включаются позитивные характеристики: понимающий, заботливый, внимательный, отзывчивый, чуткий, сопереживаю- щий, сострадающий, сочувствующий, неравнодушный, «желающий помочь», «умеющий поддержать», «готовый прийти на помощь», «понимающий пробле- мы ученика», «неравнодушный к проблемам учеников», «умеющий слушать и слышать других». К негативным характеристикам в этой категории относят- ся: равнодушие, непонимание, пренебрежение, невнимательность, черствость,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=