Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 186 тивной оценке ответов можно определить положительное, отрицательное или нейтральное отношение самих испытуемых к их идентичности. Наряду с этим, для нас было важно количество характеристик, соответствующих профессио- нальной идентичности (чем больше ответов, соответствующих профессиональ- ной идентичности написал испытуемый, тем больше он идентифицирует себя с будущей профессией) и порядок их написания (чем выше в списке находятся характеристики идентичности, тем больше этот вид идентичности развит, тем в большей мере он актуализирован в сознании, является более осознаваемым и значимым для субъекта). По результатам обработки полученных данных у подавляющего большин- ства (83,3 %) наиболее значимой характеристикой была учебно-профессио- нальная ролевая позиция, которая была указана прямо. Это были ответы «сту- дент(ка)», «студент(ка) 1-го курса», «студент(ка) ТГПУ им. Л. Н. Толстого», «первокурсник» и т. п. Причем у 69,4 % респондентов эти характеристики нахо- дились в начале списка, т.е. были важны для них. Эмоционально-положительное отношение к своей учебно-профессиональной ролевой позиции было отмечено у 69,4 %, нейтральное – у 12,5 %, эмоционально-отрицательное – у 1,4 % рес- пондентов. Кроме прямого определения в ответах у 30,5 % испытуемых встречались косвенные выражения учебно-профессиональной позиции, такие как «уче- ник/ученица», «одногруппница», «староста» или «помощник старосты», «от- личница», «гуманитарий». Так же к косвенным ответам можно отнести харак- теристики, показывающие их выбор профиля обучения. В зависимости от про- филя, у студентов факультета русской филологии встречаются косвенные ха- рактеристики «читатель», «любитель книги», «любитель шуршащих страниц», «любитель поэзии», «книжный червь» и «поклонник книг», а у студентов фа- культета иностранных языков косвенными характеристиками можно считать «человек, любящий изучать языки», «любитель иностранных книг», «англичан- ка», «творческий человек» и т. п. Несмотря на то, что косвенные характеристики встречаются почти у трети респондентов, однако всего у 4,2 % они находятся вверху списка, а значит они не так важны для подтверждения учебно-профессиональной позиции студента. Эмоционально-положительное отношение к косвенным характеристикам было отмечено у 23,6 %, нейтральное – у 5,5 %, эмоционально-отрицательное – у 1,4 % респондентов. Для нашего исследования наиболее важным было определить не идентич- ность личности вообще, а профессиональную идентичность студентов. К профессиональной идентичности относятся как прямые характеристики («учитель», «филолог», «переводчик», «лингвист»), так и характеристики «перспективного Я»: «будущий учитель», «будущий филолог», «будущий лингвист», «будущий преподаватель». К косвенным характеристикам профес- сиональной идентификации можно отнести ответы «вожатая», «дочь учителя», «писатель», «искусствовед», «культуролог», «перспективный специалист», «профессор», «психолог», «человек, который хорошо справляется с менедж- ментом».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=