Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 185 Е. И. Туревская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА КАК ПРЕДПОСЫЛКА ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования идентичности и субъективного семантического пространства профессионально-важных качеств педагога, проведенного среди студентов первого курса педагогического направления подготовки ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Ключевые слова: профессиональное становление личности, профессиональная иден- тичность, профессионально-значимые личностные качества педагога, субъективное семанти- ческое пространство. Проблема профессионального становления личности будущего педагога является одной из сложных и актуальных проблем педагогической психологии. Результаты исследований подтверждают, что для профессионального становле- ния у будущих учителей должна быть сформирована 1) профессиональная идентичность и 2) профессионально-важные личностные качества педагога. Профессиональную идентичность (или «профессиональную Я-концепцию») ученые относят к важнейшим психическим новообразованиям студенческого возраста. Одним из компонентов профессиональной идентичности является ког- нитивный компонент, который включает в себя представления о профессиональ- но-важных качествах [2]. Субъективное семантическое пространство профессионально-важных лич- ностных качеств педагога – система категорий индивидуального сознания сту- дента-будущего учителя, при помощи которых он оценивает и систематизирует профессионально-значимые личностные качества. В данной статье представлены результаты исследования идентичности и субъективного семантического пространства профессионально-важных ка- честв педагога, проведенного среди студентов первого курса педагогического направления подготовки ТГПУ им. Л. Н. Толстого. В исследовании принимали участие 72 студента факультетов русской филологии и иностранных языков. Для определения идентичности личности студентов нами применялся тест М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?» [3]. Испытуемые на чистом листе бумаги должны были не только составить список ответов на вопрос «Кто я?» но и вы- разить свое отношение к данным ответам. Наибольшее внимание, из множества возможных идентичностей, мы уделили профессиональной идентичности. Этот вид идентичности может быть выражен прямым определением (явная и прини- маемая идентичность), косвенным образом (менее осознаваемая идентичность) или не выражен совсем (отсутствие прямых или косвенных характеристик, что свидетельствует о неразвитости соответствующей идентичности). По субъек-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=