Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 183 Кроме того, при организации данного вида превентивной деятельности не- обходимо учитывать, что полноценная подготовка к жизни в информационном обществе может быть осуществлена только через информатизацию самого учебно-воспитательного процесса в вузе. Именно в этом случае обучение ин- форматике происходит не иллюстративно, оно ориентировано на изучение раз- личных возможностей новых информационных технологий, а не на результат применения НИТ в конкретных социально-экономических условиях. Уместно вспомнить слова Зинченко В. П., что «Интернет – это средство для знающих свое незнание, т. е. уже обладающего «ученым незнанием». Для просто не- знающего Интернет обеспечивает движение по горизонтали, а не в глубину». Это утверждение в полной мере можно отнести и ко всем современным инфор- мационным технологиям в образовании, и именно педагогика должна обеспе- чить это движение в глубину. В 2006 и 2012 годах нами проводилось анкетирование студентов с целью выявления их отношения к интернет-коммуникации, интернет-зависимости. Мы смогли оценить, какие изменения за эти годы произошли в отношении сту- дентов к вышеобозначенным явлениям. Итоги анкетирования среди студентов, проведенного в 2006 г., показали: 54 % студентов ответили, что встречали ин- тернет-зависимых людей; не встречали – 33 %; 12 % – затруднились ответить; среди старшеклассников: 55 % – встречали интернет-зависимых людей, 26 % – не встречали; в 2012 году этот процент значительно возрос: 86 % опрошенных студентов ответили, что встречали интернет-зависимых людей. Стоит предпо- ложить, что в настоящее время этот процент приближается к 100. В 2006 году студенты соглашались с утверждением, что интернет- зависимость оказывает определенное отрицательное влияние на их личностное развитие: 59 % – отметили ухудшение физического здоровья; 68 % – ухудшение психического здоровья; 61 % студентов указали, что интернет-зависимость су- жает возможности общения со сверстниками. В 2012 г. отрицательное влияние отмечает уже только 43 %. В настоящее время, несмотря на то, что студенты замечают отрицательные моменты внутри интернет-общения, оно постепенно заменяет традиционные формы общения, огромную роль в формировании но- вых форм общения с каждым годом все больше играют стремительно разве- вающиеся социальные сети. Отрицательное влияние интернет-коммуникации на интеллектуальное раз- витие в 2006 году отметили 27 % опрошенных, тогда как в 2012 г. 67 % ответи- ли – «снижает». Значительно сократился процент опрошенных, которые испы- тывали трудности с ответом на этот вопрос, т. е. с каждым годом для студентов становилось очевидно отрицательное влияние новых форм коммуникации. К тому, что интернет-зависимость снижает качество обучения, отношение оставалось прежним: как в 2006 г., так и в 2012 г. – 40–45 %. К негативным аспектам виртуализации образа жизни относят изменение, а иногда и утрату ценности реального мира в жизни человека. Исследования компьютерной зависимости в США показали, что использование Интернета не- посредственно связано с сокращением общения с членами семьи, с сокращени- ем социального общения, с наступлением депрессии и одиночества [1]. Возрас-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=