Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 182 Е. Г. Торина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ * Аннотация. В статье рассмотрены некоторые негативные явления, обусловленные формированием информационного общества. Ключевые слова: информационное общество, виртуализация, интернет-зависимость, инклюзия. И в Западном мире конца прошлого века, и в России в начале нынешнего информационное общество формируется как социальная система, в которой виртуальный образ жизни преобладает над реальным. Всемирная сеть на каком- то этапе самоорганизации стала самодостаточным образованием, приобрела внутренние механизмы развития и стала развиваться на основе собственных за- конов эволюции, уже не считаясь с творцами [1]. Одними из первых круг эти- ческих проблем развития ИКТ обозначили их создатели, сопоставлявшие их значимость с проблемами использования ядерной энергии. Теоретики инфор- мационного общества Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс, И. Масуда и др. под- нимали этические проблемы в своих работах, однако написаны они их до соз- дания всемирной сети, которая, как выяснилось, оказала решающее воздействие на современное общество, поставила новые вопросы, в основном связанные с новой коммуникацией и ее влиянием на человека. Произошло формирование новых вызовов человеку и его образу жизни. Для современного общества осно- вополагающим становится процесс виртуализации образа жизни и изменение в связи с этим социального и культурного пространства. Реальная коммуника- ция и культурные объекты приобрели цифровые формы и аналоги, стали вирту- альными. Виртуальный мир диктует свои ценности и нормы поведения. В связи с этим, еще несколько лет назад говорили о новых задачах превен- тивной педагогики в развивающемся информационном обществе. При органи- зации подготовки будущих учителей к превентивной деятельности по преду- преждению компьютерной зависимости выделяли следующие задачи: – выявление готовность учителей (прежде всего, математики, информати- ки) диагностировать компьютерную зависимость у школьников; – разработка варианты методических и дидактических средств, необходи- мых для предупреждения компьютерной зависимости; – проведение модернизации содержания специальных (информатика) и мето- дических дисциплин (методика информатики) с целью обогащения их необходи- мым знанием путей, способов профилактики компьютерной зависимости и т. д. * Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 16-26-01007

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=