Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 179 Н. В. Савельева, М. А. Кувырталова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования профессиональных умений будущих учителей технологии, обоснованы условия применения проектных заданий как средства развития проектной компетентности учителя. Ключевые слова: формирование проектной компетентности учителя, проектировочные умения будущих учителей технологии, проектные задания. Процесс трудового обучения и воспитания сложен и многогранен, особен- но сегодня, когда поставлена задача повышения роли трудового воспитания, формирования у школьников комплексных технических, технологических и экологических представлений о производстве. Источником новых знаний мо- жет стать учебная практика, проектная работа, исследовательская деятельность учащихся. Важная роль при этом отводится учителю, деятельность которого призвана носить прогностический опережающий характер в соответствии с за- просами развивающегося общества. В концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. в качестве одной из задач выдвигается фор- мирование молодого человека, обладающего проектно-технологической куль- турой, с критическим нестандартным мышлением. Проблема формирования проектной компетентности учащихся решается через формирование проектной компетентности учителя. Мы выделяем проектную компетентность как один из основных компонен- тов профессионально-педагогической деятельности будущего учителя технологии. Проектировочные умения будущих учителей заключаются в их теоретической и практической готовности к разработке предстоящей педагогической деятель- ности: рабочих программ, календарно-тематических планов, системы уроков, конкретных уроков технологии и экономики, воспитательных мероприятий, проектных заданий для учебного проектирования. При использовании проект- ного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются: ему не- обходимо определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позво- ляющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Современному учителю для работы с детьми в учебных проектах необходимо иметь определенный уровень научно-методической подготовки, знать психоло- го-педагогические особенности использования учебного проектирования, ан- тропологические, когнитивные, культурологические, философские, методоло- гические особенности учебной проектной деятельности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=