Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 177 участники анализируют последствия принятого решения. На пятом этапе пред- лагается решение, определяется последовательность действий, указываются возможные проблемы, предлагаются механизмы их предотвращения и решения. В психолого-педагогической литературе встречаются различные варианты классификаций данного метода обучения. Нам ближе классификация А. М. Долгорукого, представленная в статье «Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения». Выделяют сле- дующие типы кейсов: – «иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на опреде- ленном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия пра- вильного решения в определенной ситуации; – учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых опи- сывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко форму- лируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и само- стоятельное принятие решения по указанной проблеме; – учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых опи- сывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общест- венного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно вы- явить проблему, указать альтернативные пути её решения с анализом наличных ресурсов; – прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившая- ся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы» [2]. В процессе преподавания дисциплин психологического цикла, таких как «Психология», «Психология профессионального образования» «Коммуника- тивные процессы в образовательном процессе», «Психологические основы управления конфликтом в педагогической деятельности» и др. были использо- ваны все виды кейсов. Приведем пример конкретной ситуации. Факультатив по литературе в классе директор поручил одной учительнице, а преподавание этого предмета – другой. Из-за неприязни к коллеге учительни- ца на уроках литературы открыто запрещала ученикам посещать факультатив, мотивируя запрет тем, что она сама дает хорошие знания предмета и без фа- культатива. Студентам предлагалось найти выходи из сложившейся ситуации, вспом- нив пути разрешения конфликтов в системе «учитель-учитель» и «учитель- администрация». Были заданы следующие вопросы: 1. Какое решение необходимо принять директору, чтобы разрешить дан- ную конфликтную ситуацию? 2. Как бы Вы поступили на месте учителя литературы? 3. Какие способы урегулирования данного конфликта Вы можете пере- числить?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=