Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 174 тельной работы студентов в сравнении с временными затратами на учебные за- нятия; выявление трудоемкости форм самостоятельной работы; определение причин, затрудняющих или стимулирующих познавательную активность сту- дентов в процессе самостоятельной работы. Был составлен рейтинг факторов, препятствующих продуктивной работе студентов: быстрая утомляемость; не- удачное расписание учебных занятий; слишком большой объем занятий; отсут- ствие интереса к заданиям. Отметим, что такой фактор, как сложные межлич- ностные отношения в группе и сложный характер отношений с преподавателем, получил наименьшее количество выборов. Это дает основание утверждать, что благоприятный микроклимат в группах позволяет избежать перенапряжения студентов, что сказывается на мотивации и активности студентов. Использова- ние социологической методики «Самофотография» позволило оценить затраты времени и труда на различные виды деятельности на основе анализа временных потерь и устранения причин их возникновения. Студенты достаточно активно посещают аудиторные занятия. Однако дальнейший анализ показал, что студенты неверно оценивают свои возможно- сти при выполнении заданий для самостоятельной работы, часто отвлекаются, затягивают процесс работы. На успешность профессионального самоопределения будущего учителя существенное влияние оказывает и типология учебных заданий, предлагаемых студентам для самостоятельной работы. Наименьший интерес и потребность в выполнении вызывают задания репродуктивного характера. Среди основных видов заданий для самостоятельной работы, которые студенты считают инте- ресными, лидирующие позиции занимают работа на компьютере, сравнитель- ный анализ различных научных концепций и позиций, выполнение проектных, творческих заданий, задания, требующие применения знаний. Студенты отме- чают, что наряду с индивидуальными заданиями их также привлекают задания, которые возможно выполнять в микрогруппах. Значимым для них является также использование на практических занятиях заданий по взаимооценке, взаимоанализу студентами выполненных заданий для самостоятельной работы. Анализ выполненных студентами индивидуализированных заданий для самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» выявил несколько вариаций: 1. Студенты на выполнение заданий затратили много времени и усилий, постоянно требовалась помощь преподавателя в виде индивидуальных кон- сультаций, но задания выполнены успешно. Таким образом, выполнение зада- ний было связано со значительными перегрузками студентов и преподавателя. 2. Задание выполнено на низком уровне, не в полном объеме (то есть не удовлетворены когнитивные, операционально-деятельностные характеристики). 3. В ходе выполнения заданий студент, начав работу над заданием одного уровня, почувствовав значительные трудности, изменил первоначальный выбор. В заключении подчеркнем, что эффективность профессионального само- определения студента возрастает, если предполагаемые в ходе самостоятельной работы виды и способы действий отличаются многообразием по содержанию и вариативностью по исполнению, если у студента есть возможность свободного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=