Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 173 для каждого студента наилучшего варианта содержания, методов, форм само- стоятельной работы; соотнесение содержания с затратами времени, сил, энергии; организация наиболее благоприятных морально-психологических факторов; продуманное стимулирование участия студентов в самостоятельной работе. Но, чтобы самостоятельная работа по содержанию, объему, технологии выполнения, по форме предъявления и контроля соответствовала особенностям каждого студента, ее проведению должна предшествовать корректная диагно- стика. При этом возникает целый ряд вопросов: какие особенности студентов должны диагностироваться в первую очередь? Какой диагностический инстру- ментарий целесообразно использовать? Мы использовали комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих ме- тодов: наблюдение за работой студентов на практических занятиях; анализ ре- зультатов зачетов, экзаменов; анализ выполнения тестовых заданий (тесты дос- тижений); анкеты, опросники, позволяющие выявить творческие характеристи- ки личности, темп учебной работы, уровень притязаний, учебно- познавательную мотивацию. Далее учитывались доминирующие интересы, запросы студентов, что по- зволяло осуществлять адресную индивидуализацию самостоятельной работы. Результаты обследования первокурсников в 2015–2016 и 2016–2017 учеб- ных годах выявили их отличие от студентов предыдущих лет. Прошлогодние исследования констатировали, что на первый курс приходят немотивированные студенты, но результаты нового этапа мониторинга показали, что 65 % перво- курсников от обучения в вузе ожидают получить знания, необходимые для профессиональной деятельности, 22 % студентов желают овладеть выбранной профессией и только 13 % обучающихся на первом курсе пришли в вуз для то- го, чтобы получить диплом о высшем образовании. Данные студенты настрое- ны на личностно-ориентированную модель взаимодействия с учащимися. 72 % обследованных студентов умеют работать с текстом, выделять существенное, умеют логично построить свое выступление на практическом занятии, в пись- менном высказывании обосновывают свою точку зрения, подкрепляя весомыми аргументами. 89 % первокурсников могут адекватно оценить ответ согруппни- ка, дав развернутую рецензию ответу товарища. Тест на определение модаль- ности внутреннего опыта показал, что 73 % являются визуалами, 11 % – аудиа- лами, 9 % – кинестетиками, 7 % – представители смешанного типа [2, с. 242]. Учет индивидуальных характеристик студентов нашел отражение в задани- ях для самостоятельной работы, индивидуализированных по содержанию, спо- собам выполнения, объему, степени сложности, форме предъявления и контроля. При определении соответствия содержания заданий самостоятельной ра- боты особенностям и возможностям студентов 81 % респондентов отметили, что задания полностью учитывают их возможности и индивидуальные способ- ности. Однако 19 % студентов первого и второго курсов считают, что среди предлагаемых заданий имеются задания, которые иногда не соответствуют по объему возможностям студентов. Полученные данные обусловили необходимость анализа использования бюджета времени студентами; определение в бюджете времени доли самостоя-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=