Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 172 Т. М. Пономарева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Аннотация. В статье рассматриваются проблемы проектирования самостоятельной ра- боты студентов на основе диагностики их индивидуальных особенностей с целью профес- сионального самоопределения будущего учителя. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, самостоятельная работа студен- тов, диагностика организации самостоятельной работы студентов, индивидуализация само- стоятельной работы студентов. Важнейшей целью современного высшего образования является подготов- ка выпускников к профессиональному самоопределению, к самореализации в личном и профессиональном аспектах. Период обучения в педагогическом вузе является этапным в профессиональном самоопределении будущего учите- ля. Изменяется его социальная позиция, перестраивается сознание и самосозна- ние бывшего школьника, изменяется иерархия его мотивов и ценностей. Сту- дент становится субъектом познавательной деятельности, с присущей любому субъекту активностью и самостоятельностью. Анализируя проблему профессионального самоопределения студентов, мы опираемся на точку зрения А. А. Орлова, который рассматривает «профессио- нальное самоопределение обучающегося как активную сознательную целена- правленную деятельность студента по определению своих профессиональных возможностей, поиску и выбору пространства будущей профессиональной дея- тельности, саморазвитию личностного и профессионального потенциалов, обре- тению личностного смысла будущей профессиональной деятельности» [1, с. 10]. Необходимым условием, обеспечивающим профессиональное самоопреде- ление обучающегося, является такая организация самостоятельной работы сту- дентов, которая позволяет добиться максимально возможных результатов для каждого студента в данный период его развития. При проектировании самостоятельной работы необходимо учитывать, что специфика управления образовательным процессом в вузе предполагает дости- жение оптимальных результатов личностного и профессионального развития студентов. Организация самостоятельной работы на основе учета личностных и индивидуальных характеристик каждого студента создает условия для посте- пенного перехода к организации обучения по «индивидуальным траекториям». Одними из основных требований, предъявляемых к самостоятельной дея- тельности студентов, являются определение максимального соответствия само- стоятельной работы конкретным условиям и задачам деятельности, выявление

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=