Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 170 В словаре по педагогике «межличностные отношения» трактуются сле- дующим образом: межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и спосо- бах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совме- стной деятельности и общения» [4]. За основу нами взято определение межличностных отношений А. А. Бодале- ва: «межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожи- даний, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга» [5]. Дополнив его социометрическими и социокогнитивными характеристика- ми, и опираясь на подход Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой [3] к пробле- ме межличностных отношений, выделим критерии развития межличностных отношений: • Избирательные предпочтения между детьми – положение индивида в со- циальной группе; • Межличностные симпатии в группе – определяют формирование друже- ских отношений в группе; • Социальный интеллект – определяет способность индивида решать соци- альные проблемы; • Характер восприятия и видения – адекватное восприятие партнера слу- жит важным аспектом нормального развития межличностных отношений. • Коммуникативные качества: – инициативность – способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности; – чувствительность к воздействиям сверстника – характерологическая осо- бенность индивида, способность его ощущать, различать и реагировать на воз- действие сверстников; – преобладающий эмоциональный фон – эмоциональная черта, тесно свя- занная с чувствами и поведением и являющаяся базовой функцией общих усло- вий жизни индивида. • Диалогическое общение – определяет контактность индивида, понима- ние им речи, способности построения вопросов и формирования развернутых ответов на них. Данные критерии мы использовали для разработки диагностической про- граммы изучения межличностных отношений, в которую вошли следующие методики: методика «Два домика» (Т. Д. Марцинковская); методика «Капитан корабля» (Е. О. Смирнова); диагностика социального интеллекта «Картинки» (Дж. Гилфорд); «Рассказ о друге» (О. Е. Смирнова); методика наблюдения за межличностными отношениями детей дошкольного возраста (сб. В. М. Холмо- горова); «Выявление уровня развития диалогического общения детей: Беседа по предложенной ситуации» (Е. И. Радина).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=