Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 169 Н. А. Пешкова, О. А. Поленова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Аннотация. В статье описаны методологические основы разработки критериев, показа- телей диагностической программы и намечены пути разработки коррекционно-развивающей программы по оптимизации межличностных отношений детей данной категории. Ключевые слова: межличностные отношения, старший дошкольный возраст, задержка психического развития. Актуальность проблемы изучения особенностей межличностных отноше- ний детей старшего дошкольного возраста связана с тем, что в данном возрасте происходит становление отношений ребенка с окружающими его людьми, а также развиваются все стороны межличностного общения. Как известно, у де- тей с задержкой психического развития (ЗПР) снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, что сказывается на дальнейшем раз- витии личности ребенка. В связи со сказанным становится понятно, почему данная проблема является наиболее актуальной. Взаимоотношения детей различных дошкольных возрастов в группе детско- го сада отражены во многих педагогических исследованиях (А. И. Аржанова, Л. В. Артемова, В. Я. Воронова, В. А. Горбачева, Р. Н. Ибрагимова, Д. В. Менд- жерицкая, В. Г. Нечаева, Р. И. Жуковская, Р. М. Римбург и др.). Авторы пришли к выводу, что в детском саду в процессе коллективной деятельности и общения дети усваивают определенные нормы взаимоотношения со сверстниками, у них складываются те или иные способы поведения, постепенно закрепляющиеся как более или менее устойчивые нравственные качества личности [1]. Многие авторы (А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Па- рыгин) в структуре межличностных процессов закономерно выделяют три со- ставляющих и взаимосвязанных компонента: 1) поведенческий, или праксиче- ский, 2) аффективный, или эмоциональный, и 3) гностический (он иногда обо- значается как когнитивный или информационный). Близки этой классификации выделенные А. В. Киричуком три уровня, на которых может осуществляться объединение группы: эмоциональный, оценочный и операциональный [2]. Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова выделяют следующие три подхода к пониманию межличностных отношений: социометрический (избирательные предпочтения детей); социокогнитивный (познание и оценка другого и решение социальных задач); деятельностный (отношения как результат общения и со- вместной деятельности детей) [3].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=