Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 167 стоятельного и осознанного принятия профессии к творческой самореализации личности); институциональное (организация среды профессионального разви- тия личности) и технологическое (формы, методы и средства реализации ан- тропоцентрированного управления в системе профессиональной подготовки педвуза) [4]. Развивающая деятельность в профессиональной подготовке учителя рас- сматривается в статье Зобнина Т. В. «Акмеологическая система психологиче- ской подготовки будущих учителей». В статье дается обоснование необходимо- сти творческой самореализации личности. Знание о собственном "Я", своей деятельности и способах их улучшения является одним из шагов к саморазви- тию. Знание психологии как основы самопознания и самовоспитания – необхо- димая составная часть акмеограммы педагогической профессии. Предполагает- ся, что с реализацией принципа системности акмеологический подход к про- фессиональной подготовке студентов необходимо расширение акмеологиче- ской тематики в рамках преподаваемых учебных дисциплин. Выделение акмео- логических идей в педагогической психологии предполагает выявление уров- ней продуктивности педагогической деятельности, определение условий и фак- торов достижения высот профессионализма в педагогическом труде, анализ за- кономерностей профессионального самодвижения педагога. Студенты учатся различать продуктивные и непродуктивные технологии педагогической работы, моделировать будущую профессиональную деятельность. Автором делается вывод, что основой акмеологической системы психологической подготовки студентов является комплексный подход к исследованию человека, синтез пси- холого-акмеологического знания, использование акмеологических технологий профессионального образования [2]. Проблемы, связанные с обучением и проектированием основных общеоб- разовательных программ учителя рассматриваются в статье Анисимовой В. В. и Грохольской О. Г. «Подготовка будущих учителей по предметам педагогиче- ского цикла». Авторы считают, что реализация контроля педагогического про- цесса и его организация влияют на необъективность оценки качества педагоги- ческой подготовки в педвузах. Данная проблема является как личностной, так и социальной, поскольку, педагог работает в узких рамках учебного плана фа- культета по педагогическим дисциплинам, стараясь не допустить содержатель- ного повторения различных частей курса. В то же время, студент – будущий педагог из-за ограниченного рамками учебного плана факультета времени по предметам педагогического цикла не получает полного объема знаний по спе- циальности. Социальный характер проблемы заключается в том, что, выпуск- ники факультетов с малым объемом педагогической нагрузки, возможно, смо- гут стать в лучшем случае учителями-ремесленниками, а в худшем – из-за сла- бой профессиональной подготовки уйдут в иные области деятельности [1]. Большинство исследователей в своих работах не ограничивались рассмот- рением одной из педагогических функций, рассматривая их комплексно. Но между тем, в публикациях журнала «Педагогика» постсоветского периода ши- роко раскрыты особенности проблем обучения, воспитательной деятельности, развивающей деятельности и педагогической деятельность по проектированию
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=